|
|
|
<<< Предыдущий блок :: Следующий блок >>>
|
увеличить
переключиться на изображения
|
полны чудовищными ошибками; уж к пятому классу я,
собственно говоря, махнул рукой на латынь: не "впрочет";
Павликовский же махнул рукой на себя и на нас; и появилась
конституция нашего взаимного отказа друг от друга; мы
требовали;, чтобы он нас вызывал тогда-то и тогда-то, а в
прочие дни не приставал к нам со своими птичье-жучиными
вскриками, дабы нам читать под партою (так мною были
прочитаны: Ибсен, Бьернсон, Гауптман, Ионас Ли и сколькие
другие авторы); он предоставлял нам все это, но требовал от
нас, чтобы мы сами к нему не лезли: с нелепыми
приставаниями; а "пристать" к нему - необыкновенно тянуло:
уж очень он казался гадкой-занятной;, жутко-занятной
фигурою (как-никак, а - "монстр" иного солнечного мира,
мимикрирующий человека).
Так была убита латынь.
Ни разу за семь лет я не слышал от него ни одного
внятного об'яснения; все объяснения - запутывания
путаннейшего текста грамматики Элленда-3ейферта,
гнуснейшим, витиеватым, вовсе не русским языком (он был не
то чех, не то галичанин, не то поляк, один из тех
исказителей языка, которые наводнили гимназии с эпохи
внедренья системы классической); вместе с "русскими"
учебниками, авторы коих "Нетушиль", "Поспешиль", "Элленд-
Зейферт" и прочие, появился и Павликовский; и когда эти
учебники исчезли и в гимназию ворвалась струя
естествознания, К. К. постарел, смяк, стал прихварывать; и
исчез с горизонта.
Ни одного об'яснения!
Об'яснял он усилением голоса; прочтет текст, написанный
не "впрочет"; прочтет его же с. удвоенной громкостью,
потрясая наставительно пальцем; самодовольно оглядывает:
- Поняли?
Никто не понял.
Тогда он гнусаво протрубит ту же фразу, написанную
нерусским языком; опять не поняли; выучивая на зубок
различия пятнадцати "кум" (когда) и "ут" (чтобы), мы
завирались
305
|
увеличить
переключиться на изображения
|
ужаснейше; так прошли об'емистый курс с чтением Овидия,
Виргалия, Цицерона, Горация.
Это ли не безобразие?
Так же К. К. меня разучил немецкому языку (не повезло
нашему классу, - он и немецкий ломал!); поступая в первый
класс, я еще знал кое-что (реминисценция детства); в
восьмом же классе, читая Лессинга, я уже ничего не знал; и
хотя я годами потом проживал в Германии, теснейше общаясь с
немцами, я говорю по-немецки ужасно: во мне деформировалась
как бы ось грамматического восприятия языка.
Деформировал Павликовский.
Маленький, коренастый, с коричневым лицом, напоминающим
помесь птицы с обезьяною (от обезьяны - павиано-мандрилл;
от птицы - смесь коршуна, вороны и курицы), гигантски
пропяченным заострением клювоноса, имеющего на перегибе
горбины площадку,-носа, который он растирал противно
пальцем правой руки, иногда залезая в ноздрю желтым ногтем,
сутулый, с маленькой головкою, обрамленной черненькой
бороденочкой с проседью (точно обкусанной), с сардонически
улыбающимся (презло и прегадко) ртом - даже тогда, когда не
на что было улыбаться, с пытливыми какими-то желтыми
зрачками юрких глазенок, он производил впечатление вечного
паяца (и когда об'яснял, и когда хвалил, и когда порицал);
и нельзя было разобрать, над ч"м он глумится; его глумление
выражалось в иронических "ээ", "хээ", "хм", в постукивании
нас по лбу пальцем (лишь в шестом классе мы его отучили от
этого), сопровождавшем исправление стиля наших переводов,
где доминировали выражения в роде: "Кто бы то ни было из
долженствующих быть хвалимыми, что бы ни говорили из
долженствующих быть поносимыми, да прославит тебя, о, Мет
Фуффеций" и так далее. Наломав нам эдакого рода фраз, он
насмешливо ухмылялся:
- Хээ!
С "хээ" ставил двойку; с "хээ" ставил три с плюсом
(высшая награда). Впечатление, что все нахально
осмеивалось (ученик,
306
|
увеличить
переключиться на изображения
|
его способности, самые его запросы культуры, самое "святое
святых" его чувств), нас охватывало при вступлении в класс
Павликовского; и мы, взбешенные этим подразумеваемым
цинизмом, уже начинали кидаться на него, как злые псы; и -
да: "забижали" его, но в ответ на какое-то осмеяние жизни,
на кривлянье паяца, на "хээ"; и звали "Кузькой"; и писали
на доске по-гречески перед появлением его у нас "Тини
тинос" (дательный и родительный падеж от греческого
местоимения "тис"), что означало: тяните нос, то-есть
тяните "Кузьку" за его длинный нос; шесть лет каждый день
тупо писалась все та же надпись; и шесть лет, каждый день,
входя в класс и не глядя на доску, он буркал:
- Сотрите!
Знал, что написано.
Иногда начинало казаться, что он вовсе не глумится, а
плачет; глумящийся вид - просто маска несчастного
человека, как маска героя Гюго; того звали "Человек,
который смеется"; этого надо было прозвать "Человек,
который имеет вид глумящегося шута" (но он и глумился);
сердце охватывала порою жалостная жуть перед непонятною
человеческой формой с утраченным человеческим
содержанием; иногда охватывали и иные импрессии: чуялись
какие-то бреды; странно, что Павликовский во мне вызывал
реминисценции моего скарлатинного бреда, когда мне
казалось, что кто-то за мною гонится; и этот бред начинал
сниться по ночам; возвратясь из гимназии, я приносил
светлые искры уроков Льва Ивановича и темное, душное,
дома продолжающее облипать облако латинского урока, или -
бреда на яву. Но Поливанов бывал у нас лишь три раза в
неделю; а Павликовский - каждый день; и два раза в неделю
по два часа (урок латинского, урок немецкого); в
плоскости воспоминаний он - самое широкое пятно их; и -
самое темное пятно.
Я им болел от третьего до шестого класса (учась у него
с второго и кончая восьмым); мне казалось, он чем-то
остро гадким налезает на меня; в пятом классе я
взбунтовался: и
307
|
увеличить
переключиться на изображения
|
стад наступать на него; он - испугался; и между нами к
седьмому классу водворилась конституция: он не будет мешать
мне читать Бьернсона под партою; я не стану дразнить его;
это "дразненье" его мною, не любящим дразнений и
углубленным в свои проблемы (литература, "символизм",
философия), было лишь выражением особого нервного
заболевания, в которое меня вогнали уроки латыни и в
которое впадали не все, но исключительно впечатлительные
мальчики; знали, что есть особая категория детей, не
выносящих Павликовского; когда и М. С. Соловьев, как мой
отец, жаловался на Павликовского, то лицо, близкое к
педагогическому совету гимназии, улыбнулось:
- А, он из таких же, как...
И были перечислены имена "таких": "каких" же - хотел бы
cпросить я. Уже позднее, когда я освободился от т е м н а
г о облака латинских уроков, я себе ставил вопрос:
Что, собственно, переживал ты?
И я себе отвечал:
"Ты переживал миф об Аримане". Появление К. К. в
кошмарах делало его имманентным давно забытому бреду, в
котором к т о-т о за мною гнался; и этот бред был тем
тягостнее, что он был бредом на яву, среди бела дня, в
атмосфере учебного заведения.
Уже студентом, увидев моего былого "мучителя" на
Пречистенке, я не без любопытства его нагнал и
поздоровался с ним, нарочно стараясь разговаривать его,
пошел с ним и пристально в него вглядывался, чтобы понять,
что ж в нем внушало еще недавно мне ужас; он, сказавши с
чрезмерной любезностью, с п р и т о р н о й любезностью
несколько фраз, вдруг остановился; и стал прощаться со
мною, хотя наш путь лежал в одном направлении: он я в н о
не пожелал мне показать своего человеческого лица; он я в
н о заметил мое любопытство; он я в н о испугался; и,
как большой, черный, скорлупчатый жук, представился
мертвым.
Я его бросил, пойдя вперед и не разрешив тайны своего
недоумения.
308
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Странная, весьма странная личность.
Я не стану вспоминать ряда преподавателей; скажу лишь:
ярко запечатлелся мне образ "греков": Колосова и
Владимирского; каждый, по-своему, прекрасно преподавал:
остались в памяти интересные лекции по истории церкви Н. П.
Добронравова, интересные уроки с Фуксом (учителем истории в
других классах и учителем французского языка у нас),
прекрасные уроки по физике и космографии Н. И. Шишкина и
уроки Вельского по русскому языку.
Остальные преподаватели не ярко запомнились: более
запомнились, как хорошие, гуманные, культурные люди, а не
как педагогические светила.
3. "ПУСТЫНЯ РАСТЕТ, ГОРЕ ТОМУ, В КОМ ТАИТСЯ ПУСТЫНЯ
Мое поступленье в гимназию - головокружительный вихрь
впечатлений; и - впечатлений приятных; ослепительным
вспыхом сиял Поливанов, устраивая интересные грохоты
ежедневно (латынь - каждый день); во-вторых: почему-то
боялся товарищей классных, напуганный обещаньем
демьяновских мальчиков со мною расправиться; в классе никто
пока не грозил мне расправой; наконец; неожиданно, играючи
как-то, весьма отличился успехами (я, бесталанный!); у нас
не было казенного звания: "первый ученик", и тем не менее,
получив в месячных отметках круглое "пять", безо всяких
усилий блеснуть, я стал "первым" во мненье товарищей и
преподавателей; "слава" приятно вскружила мне голову; до
сих пор жил я в бесславье:
- У Бугаева сын - идиотик!
- Не музыкальный: второй математик!
- Ты знаешь ли, Боренька, - соображай: у тебя что-то
плохо с задачами
Только и слышалось.
Вдруг перемена.
- Бугаев у нас идет первым, - попискивали
одноклассники, льстя и заискивая передо мной (передо
мной!?!).
309
|
увеличить
переключиться на изображения
|
- Хорошо, Бугаев, - поплевывал словом наш классный
наставник, Евгении Никанорович Кедрин.
- У Николая Васильевича прекрасный мальчик, мне сам
Лев Иванович говорил это, - заволновался Лопатин, передавая
известие по квартирам и став неожиданно моим "ангелом-
покровителем".
И улыбалась счастливая мадемуазель; и отец улыбался; и
даже преедкиЙ и все критикующий дядя, Георгий Васильевич,
неожиданно принял участие в моем бенефисе, грозясь
посрамить грубоватого Ф**, так недавно еще старавшегося
очернить меня:
- "Я напишу им,-уф, - в Киев: я им покажу - уф" -
грозил: Ф** Георгий Васильевич, счастливый, что мною
подколет он Ф**.
Ну, словом, - не жизнь, а триумф!
Ликвидировалась тяжелая атмосфера квартиры: ведь я жил в
гимназии; по возвращенье ж - уроки готовил; a вечером
читал Жюль-Верна, Майн-Рида, иль Диккенса; в гимназии мне,
малышу, - уваженье, привет: от товарищей, швейцара
Василия, учителей, надзирателя, Михаила Ростиславовича,
добродушнейшего старичка, бородою седою напоминавшего деда
елочного; математик наш, Кедрин, седой старичок, -
презабавник; а Бельский тот даже погладит меня по головке;
дружу с Николаем Тарновским я, с Мишею Вышеславцевым (тот
"идиотик" действительно, - вовсе не я: я ему
покровительствую; он мне благодарен весьма).
Всею прошлого жизнью задавленный, переживал первый
класс, как триумф, убеждаясь и сам, что с "наукою" у меня
обстоит не так плохо; я не "пер" вперед; но, став первыми,
старался учиться настолько, чтобы по мере возможности не
осрамить репутации.
Так с молниеносною быстротой пролетел первый класс;
вероятно, барышня, вывезенная в первый раз на общественный
бал и стяжав на балу неожиданно лавры, переживает подобное
нечто; мой выезд на бал - поступленье в гимназию; и
поступление это справлял целый год я.
310
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Весна; пролетели экзамены (я - второклассник); вопрос
оставался открытым: куда мы поедем на дачу; с Демьяновом,
где десять лет жили мы, - ликвидировано; так настаивала моя
мать, а отец - удивлялся; он скоро уехал (до самой смерти
он веснами уезжал председателем экзаменационной комиссии);
мать металась с "мадемуазель", ища дачи; нигде ей не
нравилось (лучше Демьянова не было местности); и наконец, с
горя, сняли унылую дачу в унылой Перловке.
В ту пору открылась французская выставка; мать брала
мадемуазель и меня на нее очень часто; мы много бродили и
кушали вкусные французские вафли; я удивлялся машинному
отделению (беги ремней, верч колес, щелк колончатой стали);
но более я удивлялся явлению, над которым Москва хохотала:
французским импрессионистам (Дегазу, Моне и т. д.); наши
профессорши негодовали:
- Вы видели?.. Ужас что... Наглое издевательство!
Видел и я; и, увидевши, я почему-то задумался; мое
художественное образование равнялось "нулю"; кроме живописи
храма спасителя, да репродукций с Маковского иль с
Верещагина, я ничего не видал; у меня не могло быть
предвзятости иль понимания, сложенного на традициях той или
иной школы; и я, останавливаясь пред приятным и пестрым
пятном, "безобразием" нашумевшего "Стога", ужасно
печалился, что не умею я разделить негодования матери и
мадемуазель; говоря откровенно: французские импрессионисты
мне нравились тем, что пестры и что краски приятно
сбегались в глаза мне; но я утаил впечатленье, запомнив
его; и не раз потом я размышлял над тем странным, но не
неприятным переживанием; "странным, но не неприятным", -
подчеркиваю: эта "странность" казалась знакомой мне; будто
она намекала на нечто, что некогда мною изведано было; и
подавались первейшие переживанья сознания на рубеже между
вторым и третьим годом жизни (быть может, тогда я так и
видел предметы?).
Я останавливаюсь на летучем, но остром переживании
импрессионистов: через четыре года я, пятнадцатилетний, в
Аля-
311
|
увеличить
переключиться на изображения
|
ухове, санатории, где жили мы, неожиданно барышням и
молодому человеку стал защищать "декадентов" и "французских
импрессионистов", которых не знал еще и впечатление от
которых - впечатленье мальчика, стоящего на французской
выставке: перед "Стогом".
Помню, что два раза с нами на выставке встретился Лев
Львович Толстой, элегантный студент, очень вежливый с
матерью.
Не останавливаюсь на унылейшей жизни в Перловке; лишь
помню: мадемуазель водила меня на дачу Джамгаровых
(банкирская контора); у Джамгаровых гувернанткой служила
сестра ее; помню наезды Некрасовых, живших чрез станцию,
да мое изредка участие в детских танцовальных вечерах,
устраиваемых в Перловке; я там познакомился с рыжеволосою
девочкой, Женей Дейбель, в которую были влюблены, по-
моему, все перловские мальчики (и я!); она обратила
внимание на меня; и я даже мог ей поднести прекрасную
розу; а все - "мадемуазель", подсказавшая мне этот,
поступок: она покровительствовала совершенно невинным моим
увлечениям: за это спасибо ей.
Было решено: осенью "мадемуазель" уходит; ей-де нечего
делать со мной; пришла осень: ушла; и осталась в душе,
точно яма: мы же жили с ней душа в душу - четыре года;
первое время она иногда появлялась на углу Пречистенки и
Левшинского переулка, подкарауливая наш выход из гимназии,
чтобы увидеться нам; и - провожала до дому; потом
поступила на место; и встреч больше не было; изредка
появлялась к нам в гости к величайшей радости моей до...
1906 года, когда уехала за границу.
С тех пор я не видел моей некогда "избавительницы"; и
всегда - друга.
Второй класс: тут что-то во мне изменилося в отношении
к гимназии; не вся гимназия, - только молнии поливановских
уроков зажигали меня; но, в противовес им, появилось
темное и
312
|
увеличить
переключиться на изображения
|
нерасходящееся, все сгущающееся, облако латинских уроков,
из которых стал мне грозить Павликовский - тою странною
атмосферою бреда, о которой я силился намекнуть в
предыдущем отрывке; я стал приходить домой, точно покрытый
копотью; и пребывание дома уже никак этой копоти не
рассеивало: не было "мадемуазель"; приходила для языка
француженка, мадемуазель Ада Ги, более всего старавшаяся
разработать свою колоратурное сопрано; и дававшая мне
уроки, чтобы заработать плату Климентовой-Муромцевой,
обещавшейся поставить ей голос для сцены; с мадемуазель
Адою было легко; все ее уроки заключались в пересказе мне
ряда бретонских легенд, легенд о Тристане и так далее;
очень любила она страшные рассказы (и я!); и на
рассказывании их друг другу базировалось наше общение; она
приходила к нам в шесть часов, когда я сидел за уроками;
кончал я приготовленье уроков к восьми; и, стало быть, на
упражнение в языке оставалось не более двадцати-двадцати
пяти минут. Так продолжалось три года.
Очень сильные впечатления шли от гимназии, но
впечатления - недоуменные; я терял вкус к ученью; первые
месяцы полугодия - сплошное пять; начались латинские
"экстемпоралиа", и я, получавший у Поливанова за перевод
пять, - стал получать тройки; потом и двойки; это -
удивило меня; месячная тройка по письменной латыни -
большая неприятность; она привела в ужас отца; он, не
получавший в гимназии и "четверок", привыкший, что и моя
отметка лишь "пять", не переваривал "тройки", не желая
понять, что у Павликовского, совершавшего разгром
интеллектов в детских головах, громившего их в
десятилетиях и спеца по атрофированию всякой логики,
получить "четыре" по письменному, - никак невозможно;
вслед за "удовлетворительно" (3) появилась месячная
отметка по письменной латыни: "слабо"; новый ужас отца;
круглое пять по всем другим предметам; и грязная клякса -
"слабо". С той поры начинается мой мартириум дома:
313
|
увеличить
переключиться на изображения
|
- Что же это ты, Боренька: опять "три"? Чего же ты не
знал?
И - пристает, пристает, ужасается; выжидает следующей
отметки, притаиваясь, точно волк, караулящий овечку:
несносно. Он не кричал, не наказывал, а охал, брюзжал;
латинские двойки и тройки серьезно испортили мне
возвращенье домой из гимназия; в гимназии - бред с
Павликовским, уже даже снящимся по ночам (я - стал опять
вскрикивать!); дома - подстерегания:
- Кто спрашивал, что отвечал, чего не знал?
Я удивляюсь отцу: человек умный, даже мудрый во многом,
как мог он не понимать, что так приставать к ребенку с
"пятерками", требовать, чтобы вопреки разгрому сознания
учителем-путаником я преодолевал то, чего товарищи не
преодолевали, пользуясь помощью репетитора, все же
отглаживавшего их мозги после дурацкого их комканья
Павликовским, - требовать "пятерок", апеллируя к своему
опыту после того, как прошло почти пятьдесят лет,
гимназические программы изменились, действовала во-всю
толстовская система громленья мозгов латынью, - требовать
"пятерок" - бессмыслица; вместо того, чтобы "отгулять" меня
дома после шести часов сидения за партоЙ, развивающей
неврастению, он требовал, чтобы я усиленней готовил уроки;
и сам же охал, что не остается времени для чтения,
прогулок, самообразования; и я механически отсиживал часы
над латынью, но уроков не учил (лишь делал вид, что учу:
учить - бессмысленно); главное: после первой месячной
тройки потерялся весь интерес к "пятеркам", как к спорту:
все равно успехи "изгажены" (это постарался внедрить в мое
сознанье отец), и я решил: ну и чорт с ними, коли "все
погибло"! Так своим приставаньем с пятерками, как с
демьяновой ухой, отец мне испортил легкую игру в "успехи";
испытав давление дома и разгром сознанья в гимназии, я
точно переродился; сразу слетела с классов пресуществлявшая
их романтическая дымка; и выступили гимназические будни,
озаряемые лишь Поливановым.
Процесс погасания интереса к гимназии, успехам,
формальному заучиванию и просто ненависть к себе, как
первому
314
|
увеличить
переключиться на изображения
|
ученику, - все это выдернуло меня из гимназии, поставив
перед сознанием совсем другие об'екты; я стал томиться
иными интересами; и поздней понял, что это томление по
"культуре", по связи знаний, по смыслу, по органическому
усвоению; меня интересовало естествознание,
самообразовательные книги, которых родители не доставали
мне: мать, потому что не умела доставать, отец, потому что
"и так гимназия с'едает все время"; бедный отец: если бы он
знал, до какой степени гимназия уже не с'едала времени,
потому что я взял: за правило не готовить уроков (готовил
лишь "Льву"), но делал вид, что готовлю, бессмысленно сидя
часами перед развернутым "Эллендом-Зейфертом" и переживая
вновь странные, безыменные, вовсе не детские думы свои о
людях, о жизни, о смысле и о том, в чем корень негодования,
ужаса и гадливости к пауку Павликовскому, обволакивавшему
меня, точно муху, стилем отношения, напоминающего бред
страниц Достоевского.
Меня бы надо спасать хорошей литературой, к которой так
тянулся я; а литературу отняли, и я скоро начал, томясь
без книг, свойственных моему возрасту, украдкой
заглядывать в кабинет отца; и все равно читать книги: по
гипнотизму, спиритизму и по вопросам философии, в которых
пока не понимал ничего. Или - хуже того: украдкою читал
(во время отсутствия матери) ее книги: читал Бурже, Прево,
Золя; и, кажется, в третьем классе прочел "Бэль ами"
Мопассана.
Все же не этими впечатлениями жил я, а впечатлениями от
весьма странных, недетских состояний сознания.
Ну, а товарищи, гимназическая среда?
На этом стоит остановиться.
Как только мои товарищи по классу заметили, что я,
"первый ученик", стал подхрамывать на одну ногу (латынь),
отношение ко мне пошатнулось; ко мне уже не подбегали
спрашивать, как перевести то-то и то-то; и по мере того,
как я переставал учиться, а я медленно, но верно
деградировал (появились "четверки" и "тройки" по
математике, по греческому языку и
315
|
увеличить
переключиться на изображения
|
так далее) из класса в класс, относительно меня стало
водворяться упорное и ни на чем не основанное убеждение,
что я - тупица, лезущий из кожи вон, просиживающий часами
за приготовлением уроков и не достигающий успехов;
происходило ж это оттого, что я не "форсил" тем, что я не
готовлю уроков, а просто помалкивал в этом пункте; кроме
того: большинство из товарищей, избалованных, состоятельных
мальчиков, имели репетиторов, переводивших им заданные нам
отрывки из Геродота, Цезаря, потом Цицерона, решавших им
заданные задачи, писавших им сочинения; я ж репетитора не
имел, дома мало занимался; к отцу обращаться за помощью
было мне никак невозможно: он бы накричал на меня; и он бы,
прежде всего, не понял, до чего в условиях конца века стало
учиться труднее, чем в его годы; кроме того: моя дикая
замкнутость и гордость помешали мне откровенно высказать
ему степень трудности преодолеть разгром головы, учиняемый
Павликовским; за других работали репетиторы, а я, не
понимая латыни, даже лишен был возможности готовить
переводы собственными силенками. Те же гордость и
замкнутость помешали мне развеять миф о том, что я
работящий тупица (надо было удивляться, как я, почти не
работая дома, шел все же в первой группе учеников). Сo
второго класса я перерождаюсь в "тупицу"; с третьего
становлюсь ею; с четвертого - еще того чище; открывается
моими товарищами то, что еще до них открыл грубый Ф**: я -
идиотик!
Удивительное перерождение от первого к четвертому
классу: от триумфатора к... униженному и оскорбленному!
Такому переживанию способствовали не одни неуспехи в
латыни (главном предмете), а ряд обстоятельств: во-первых,
моя необщительность, неумение говорить по прямому проводу и
дурно приобретенное нервное ломанье (перезастенчивость,
перепуг семейною драмою и так далее); пока я
авторитетствовал на ролях "первого ученика", раз'ясняя
отсталым науки, основная гримаса моей скривленной жизни не
выступала; поскользнулся я на путях "славы", - и выступила
неуверенность, "самозван-
316
|
увеличить
переключиться на изображения
|
чество", отделенность от других; отделенность сказывалась
во многом; например, во время перерождения мальчиков в
отроков (от двенадцати к пятнадцати: годам) в каждом
намечается повышенное любопытство к словам, разговорам,
мыслям на тему пола; начинают фигурировать слова "женщины",
"девчонки" и так далее. Стоит появиться одному нахалу и
цинику, как напряжение интереса к сфере пола разрешается
отвратительными хихиками, непотребными разговорами и так
далее; у меня же было инстинктивное отвращение ко всякому
"хихику", и цинических разговоров я просто не выносил; это
подметили; я стал притчею во языцех; на меня нападали
скопом, прижимали к стене и врезывали в уши порой ужасные
гадости; я отбивался, чуть ли не плакал, вырываясь из
плена, красный, как рак; эта стыдливость в соединении с
нежными в те годы чертами лица и шапкою полудлинных волос,
которые заставляла носить мать (у нас не следили, чтоб
стриглись) - создали несносную форму дразненья: - "Бугаев-
девчонка!" - хихикала сперва группа озорников нашего
класса, втягивая в преследование меня весь класс; потом уже
ревел об этом скопом нападающий на меня класс; кончилось
дело тем, что три или четыре класса (наш младший, два
старших) приучились преследовать тихого, не подающего
повода для преследования мальчика:
- Зубрила!
- Девчонка, Лизка!
- Дурак!
Хор голосов сопровождал меня по пятам: в зале, на
переменах, в классе, даже на улице (при выходе из
гимназии): мне показывали и языки, кукиши, меня щипали,
затискивали в угол, чтобы выкрикивать нецензурные гадости,
от которых тошнило меня; переход из третьего класса в
четвертый был переходом от презрительного невнимания ко
мне к систематическому издевательству; и в этом
издевательстве к просто шалости примешивались и социальные
корни: в нашем классе скоро выметилось основное ядро,
дающее тон всему классу; я наблюдая не раз это
интереснейшее явление: класс - индивидуум; к четвертому
клас-
317
|
увеличить
переключиться на изображения
|
су определяется индивидуальность, зависящая от г о л о в к
и класса; если эта головка отдается высшим интересам,
получается прекрасный класс, где говорят о Данте и о
Шекспире и где "похабники", "свистуны", "прожигатели жизни"
прячутся по углам; победят хлыщи, - весь класс лезет да
кожи принарядиться: появляются духи, брелоки, циркулируют
рассказы о светских подвигах вне гимназии; победят негодяи,
весь класс - негодяй.
К моему прискорбию, индивидуальностью нашего класса было
отсутствие индивидуальности; следующий, старший класс
(Сухотин, Голицын, Бочков и др.) развивал интересы к
поэзии, литературе, театру; у нас я развивал в мыслях
потенции ко всему этому; но сложившаяся и тон дававшая г
о л о в к а класса интересовалась иным: шли разговоры о
велосипедных гонках, "конкур иппик", о том, кто вне
гимназии носит смокинг; богатые, равнодушные к культуре,
перебалованные родителевы сынки с четвертого класса
заговорили о высшем свете, о тоне, о "как принято";
господствовал стиль легкомысленного и сытого светского
кондачка; и всякое отступление от него встречалось
уничижительным презрением; я не соответствовал этому тону;
и я был п а р и я ("не нашего общества"!); мне,
например, до университета не давали денег; и за покупкой
любой тетрадки я должен был обращаться к отцу; а наши
"лоботрясы" швырялись деньгами, гоняли швейцаров за
пирожками, конфетами; этим всем я не мог щеголять; и - пал
во мнении "сливок" класса:
- Не нашего общества.
Ко всем напраслинам присоединилась обиднейшая: мой
отец, человек небогатый, но не нуждающийся, не отказывал
ни мне, ни матери ни в чем необходимом; и если не давал
денег мне, так это происходило частью от рассеянности,
частью от непонимания: какие еще деньги нужны в гимназии?
Отсутствие денег у меня создало миф о том, что я прозябаю
в нищете, которой не было; мне обидно подчеркивалось, что
все порядочные люди тратят деньги, а я "нищий", - человек
непорядочный.
Так полагали наши "аристократы".
В противовес "аристократам" действовала компания отнюдь
318
|
увеличить
переключиться на изображения
|
не "демократов", а просто нерях, безобразников ("папуасов",
как мы потом их называли с одним из товарищей); грязные,
циничные, влепляющие друг другу в "рожу" и в высшие
интересы не погруженные до седьмого класса, они-то и
нападали на меня дразненьем, бранью, цинизмами; в эпоху
1893-1896 годов наш класс явно распадался на две
несообщающиеся группы: на ватагу "папуасов" и "на сливки"
общества; в крайней половине доминировали свои социальные
интересы; "сливки" играли в касту; "папуасы" бессмысленно
дебоширили. Я был одинаково отверженец и здесь и там; я и
сам активно отталкивался от обеих половинок класса; стало
быть: у меня не было друзей, покровителей (были из
старшеклассников, но это не придавало мне "социального"
веса среди сотоварищей); быть без друзей в гимназии -
значит: быть активно преследуемым.
И преследования росли: и старинная судорога моя,
судорога казаться глупей, чем я есть, повторилась после
краткого триумфа.
Укоряемый дома за двойки и тройки по латыни,
полубредящий невесомыми преследованиями Павликовского,
затравливаемый как "тупица", "девчонка", "дурак", "нищий",
обеими половинками класса, лишенный своего друга-
мадемуазель, я весь как-то замер, с'ежился в точку
абсолютнейшего невыявленья; в четвертом классе некий П**
(с которым в седьмом классе я дружил, когда "победил"
класс) выдумал воистину гнусную клевету на меня, о которой
не могу не упомянуть: в те годы я был очень чист, борясь и
в мыслях со всякими двусмысленными переживаньями; и уж,
разумеется, не страдал никакими пороками; но в те именно
годы я был очень слаб, всегда угнетен, бледен, страдал
мигренями (в университете лишь окрепло здоровье); и вот
этот бледный вид в связи с нервною задержью всех движений
внушил IT* гнуснейшую мысль, что я предаюсь тайному
пороку, о существованье которого я и не подозревал в те
года. Начинались его гнуснейшие намеки о том, что он знает
причины, отчего я впадаю в идиотизм, и что если "это"
будет и впредь продолжаться, то я стану сумасшедшим. Этот
П**, из
319
|
увеличить
переключиться на изображения
|
кожи лезущий, чтобы выявить чванство пустого тона,
"социальный святоша", и ограниченный весьма законодатель
"княжеского" тона (он гордился, что его дедушка - "князь"),
испортил мне год подмигиваньями на тему о том, что он
знает, почему я "такой" (предполагалось - "идиот"); и я,
без вины виноватый, чувствовал себя Раcкольниковым,
настигнутым на улице "подозрительным мещанином",
вшептывающим:
"Убивец!"
Не раз себя помню застывшим на лавке большого колонного
белого зала: один; перемена; все ходят парами, тройками,
выявляя естественные замашки; а я - один; и - подойти не к
кому: этот срежет, тот пристанет; чего доброго еще подлетит
компания озорников и, ломаясь, привяжется на всю перемену:
- Тупица, дурак, красная девица!
И заставит выслушивать гадости про "девчонок".
Сирые дни: встаешь в семь с половиною; не приготовлен
урок; и при ламповом свете "тщетно тщишься" с налету
преодолеть Цезаря; пора в гимназию; пересекаешь унылый
пустыннейший Денежный переулок; снежок; каркает ворона,
каркает в душе, - прокаркала душу; сворот; и - гимназия;
"бац" - постылый звук захлопываемой двери; постылый, потому
что и в гимназии - ничего не ждет: ждет подчеркивание
несуществующей нищеты со стороны "сливок"; и приставание со
стороны "папуасов"; ждет бред латинского часа; и - такое ж
унылейшее возвращенье домой; дома мать, - далекая и
холодная (она точно ушла от меня в эти года: мы с ней
встретились вновь с седьмого класса); и ждет отец; как бы
тоже ушедший от меня, повернутый только проформой вопросов,
от которых невесело вовсе:
- Кто спрашивал? Чего не знал? Что задано?
И я уже начинаю выдумывать (нехорошо, - на сердце
скребут кошки от этого!):
- Спрашивал тот-то.
- И ты?
- Я все знал.
О "тройке" - ни звука.
320
|
|
|
|
|