|
|
|
<<< Предыдущий блок :: Следующий блок >>>
|
увеличить
переключиться на изображения
|
перешел он к восторженному восхвалению берлинской
культуры, вполне разрешающей проблему ковра-
самолета: падай в пьяное бессознание, где хочешь, -
ковер-самолет тебя тотчас подхватит; и -
претаинственно пронесет через крышу, чрез стены,
тебя опустивши в твою же постель; утром встанешь: в
порядке - все, все; даже выставлены ботинки.
- "Да, да: хорошо в этом славном Берлине", -
окончил свое славословие он.
|
увеличить
переключиться на изображения
|
О "НЕГРЕ" В ЕВРОПЕ.
|
увеличить
переключиться на изображения
|
О "НЕГРЕ" В ЕВРОПЕ.
Попадая в Берлин, вы охвачены видом Берлина:
печатью безвкусия; стиль домов, уклад жизни - все
тут буржуазно; безвкусием выступает унылая Sieges
Alice. И безвкусием оглушает нелепая Лейпцигер-
штрассе.
Но где же иная культура? Ведь кроме обличия
города, есть в нем душа: душа мощной культуры
Германии. И справедливо читатель меня мог спросить
бы: что создано в области этой культуры за годы
войны, революции? Словом, слышу уже: почему автор
нам говорит не о Шпенглере, не о новых поэтах, не
об огромнейших достижениях немецкой науки.
Но, во-первых: цель этого очерка нарисовать
только внешний эскиз жизни города, без углубления в
анализ произведений искусства, науки; и, во-вторых:
все, что создано в области чисто-немецкой культуры
за годы 1918 - 1923, не обрисовывает особенно
разительных новых контуров; очень много новых
явлений; но, так сказать, в старой плоскости; по
теологии вышло огромное количество книг; может
быть, среди них есть и замечательные сочинения, но
продолжающие старые традиции; печатаются и книги по
философии; Риккерт выпустил первый том своей
"Системы
41
|
увеличить
переключиться на изображения
|
философии; но этот том - продолжение его прежних
работ; появился философ Макс Шеллер; но это новое
имя не принесло с собой нового содержания; духом
католицизма пропитаны его мысли.
Появилось множество новых поэтов; они пишут
бледные стихи вольным размером, напоминающим прозу.
И - только. Достижения германской науки огромны; но
наука вненациональна; она, сказал бы я языком
Шпенглера, относима не к сфере культуры, а к сфере
цивилизации. В сфере же культуры, как таковой,
автоматически выявляет себя производство культурных
продуктов; но потрясения сознания в них нет. Должен
сказать: наши искания в сфере искусства гораздо
интереснее и содержательнее таких же исканий в
Германии; послереволюционный быт Германии не
отразился еще в произведениях последнего времени,
потому что в Германии нет послереволюционного быта,
а есть быт послевоенный; революции в Германии не
было: был маскарад под Флагом революции; и нам,
пережившим огромные потрясения недавних лет, просто
пресны подчас произведения, рисующие текущий момент
жизни Германии.
Вы заметьте, что часто говорят: "Такие поэты, как
Шиллер, Гёте, Гейне, Новалис, Рильке, Георге; и -
так далее". Или говорят: "Такие композиторы, как
Бетховен, Шуман, Шуберт, Вагнер; - и так далее".
Или: "Мыслители, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель,
Шопенгауэр, Ницше; и - так далее". При этом под "и
так далее" разумеются среди композиторов, между
прочим, и Малер, и Брукнер; среди мыслителей -
такие, как Фихте младший; "и так далее" в таких
случаях означает: тех же щей, да пожиже влей. Вся
культура современной Германии традиционна и
буржуазна; но даже по отношению к недавней
сравнительно эре эта культура находится под знаком
"и так далее". В основном
42
|
увеличить
переключиться на изображения
|
она веет чем-то слишком знакомым; в конце концов
это тот же экспрессионизм.
В дадаизме и экспрессионизме отчетливо изживает
себя современная умирающая культура буржуазной
Германии, в которой экзотика и восток с
непосредственной силою выпирают наружу; и
Фробениус, исследователь негритянской культуры, мог
бы успешно продолжать свои изыскания, не
отправляясь в Африку, а исследуя быт теперешних
кафэ и... ателье Берлина (вероятно, и Парижа, и
Вены, и Лондона), потому что некий символический
негр вылезает на поверхность жизни буржуазной
Европы в дадаизме столько же, сколько в Фашизме; и
в Фашизме не более, чем в Фокстроте, чем в звуках
"джазбанда".
И тут-то, пожалуй, в уличной жизни Берлина
встречают нас явления безусловно новые, о насколько
более новые, чем все появившиеся за последнее время
книги, когда серый, серо-бурый Берлин вечером
разрывает в клочки свое одеяние; и в электрическом
блеске пестрейших кафэ, в негритянском ритме
фокстротов проступает восток и юг: тут увидите вы и
Нигерию, и Маниллу, и Яву, и Цейлон, и древний
Китай.
Хочется воскликнуть: Европа? Какая же это Европа?
Это - негр в Европе, а не Европа.
И тут мы переходим к весьма интересному и мало
еще вскрытому вопросу: к обнаружению черного
интернационала на-ряду с красным. Черный
интернационал пополняется продуктом разложения и
вырождения буржуазной культуры, ведущей к своего
рода дикарству; новоявленные племена дикарей
образуются во всех крупных городских центрах
Европы: здесь преждевременные отбросы буржуазной
культуры (отбросы до обвала ее) описывают
интереснейшую эволюцию: от утонченнейших
переживаний современности, обусловленных вершинными
точками капиталистической
44
|
увеличить
переключиться на изображения
|
культуры, к проявлению в них воистину
доисторических черт; и утонченных сквозь
утонченность начинают проглядывать черты атавизма;
эволюция - редукция к атавизму; она позволяет в
текущем процессе разглядывать и изучать процессы
образования всяческого дикарства.
Весьма характерно: наукой давно уже оставлена
господствующая тенденция - видеть в нынешних
дикарях представителей примитивной культуры;
воистину: праотцы человеческих поколений давно
отодвинуты в мраки тысячелетий; археологические и
этнографические открытия современности опрокидывают
тенденцию связывать линию человеческой эволюции с
ныне живущими племенами и расами; можно смело
сказать: основной ствол развития человечества не
явлен в истории; но последнее звено его существует
как раз в прогенерирующих вершинах культуры; а все
почти представители нынешней примитивной культуры -
дегенераты когда-то бывшей; так: темные обитатели
островов Пасхи, быть может, потомки угасшей и в
свое время великолепной культуры, представленной
остатками монументальнейших памятников, весьма
изощренных и апеллирующих к существованию культуры;
так: поколеблен взгляд, что египетский архитрав меж
колоннами (плоский) является примитивом после
открытия дугообразного свода открытых остатков
какого-то коридора, учеными отнесенного к весьма
давнему времени; так утонченная Форма бритв,
которою брились карфагенские щеголи, оказывается
ныне Формою боевых ножей танганайских негров; не
говорю уже об египетском орнаменте тканей, который
ныне встречается всюду на тканях негров центральной
Африки.
Когда Французы в конце прошлого века завоевали
негрский город Диэннею в Нигерии, они были пора-
45
|
увеличить
переключиться на изображения
|
жены открывшимся им стилем диэннейских построек:
это был стиль зданий древнего Египта, сохранивший-
ся только здесь. Сколько раз учили нас в детстве
тому, что Гомеровский эпос является примитивом, а
после раскопок в Трое и на острове Крите мы знаем
уже: примитив этот одновременно является редукцией
к примитиву огромной, утонченной, до него
существовавшей культуры.
И острова Пасхи, и Африка видели в прошлом
большие культуры; распад тех культур и породил
дикарей; и предоставь мы Европу ее настоящей
пассивности, она может стать местом, внутри
которого сформируются новые острова Пасхи.
Острова Пасхи и "негр" европейский суть выродки
из переутопченной капиталистической Европы:
выродки - куда? В ритм фокстрота, в мир морфия,
кокаина, во все беспардонности организованного
хулиганства, которому имя сегодня - "фашизм",
завтра, может быть, имя - Канкан. Канкан -
негрский город, разрушенный некогда авангардом
европейских хищников, - воскресает... в Париже
"канканом", дичайшим и отвратительным танцем,
который расплясывается там именно, где чувствуется
разложение пресыщенной, праздной, беспутной жизни;
этою, некогда повальною модою на "канкан", в
известных кругах охвачены были те именно, в ком
естественно откликалось на "канкан" их дикарское
чрево.
О, страстных песен сих не пой, -
Под ними хаос шевелится.
Так: "темный хаос", которого Тютчев боится, есть
атавизм, чрево, прошлое: оно - дикарь в нас; и оно
же - тот "варварский Дионис", которого Ницше
противополагает им чаемой в будущем дионисической,
музыкальной культуры "сверхчеловеков", которыми,
по словам Троцкого, должны мы стать в будущем:
46
|
увеличить
переключиться на изображения
|
путем подчинения нашего бессознания нашему
сознанию; если прошлое есть бессознание (теза), а
настоящее наше - сознание (антитеза), то будущее
наше - (синтез) - в соединении бессознания с
сознанием; в случае соединения этого в сфере
сознания (подчинение бессознания сознанию) мы
получаем тип новой динамической, творчески-трудовой
культуры, пропитанной тем духом ритма, к которому
призывал Ницше, подчеркивая, что воспеваемый им
Дионис не имеет ничего общего с Дионисом варваров,
соединяющим в отвратительных Формах сладострастие с
кровавой жестокостью; в случае же падения сознания
во власть бессознания (в случае неудачного
синтеза), получаем мы человека, проваливающегося в
собственное чрево, распевающее в нем голосами
темных стихий и украшенное утонченнейшими
ожерельями изо всех достижении индивидуальной
(буржуазной) культуры; синтез настоящего этой
культуры с ее прошлым - новоявленный дикарь,
произошедший от декадента.
Не то ли же мы наблюдаем в малом масштабе,
прослеживая историю первых четырех поколений наших
капиталистов недавнего времени: деды недавно
господствовавших среди нас Рябушинских и Щукиных -
крепкие выходцы из деревни; отцы - просвещенные
миллионеры, коллекционеры, покровители новых
исканий в искусстве, порой чувствующие странное
тяготение к нео-примитивам Гогенов, Матиссов,
Пикассо; внуки их - исключительные поклонники этих
последних, экспрессионисты и дадаисты из
переутонченности, открывающие эту утонченность в
старом негрском искусстве и проповедующие под
формою возвращения к природе утонченное скотство;
этот слой пополняет собою все те нездоровые обители
извращения (саианизма, садизма), в которых как раз
воскресает каннибализм обитателей Океании и
всяческих
47
|
увеличить
переключиться на изображения
|
островов Пасхи; и смело можно сказать, что в
четвертом их поколении мы увидим вполне идиотов,
кретинов, среди которых и образуется современный,
себя сознающий "дикарь", проповедующий гибель
Европы не словом, а действием.
Свою параболу от настоящего в прошлое "дикарь",
выращиваемый под маскою культуртрегера, объясняет
себе любовью к фольклору и к "стилю"; так
называемое явление "стилизации" - не искусственное
явление, а н у т р я н о е; тяготение к такому-то
стилю есть начало власти "путра" человека над ним;
каков стиль человека, таково же нутро его. Этот
факт вполне нами сознан.
Какой стиль господствовал в последних
десятилетиях среди утонченников буржуазной Европы?
Стиль разложения реальности этой Европы;
действительность ее на полотнах, в стихах, на
орнаменте стала плавиться и разлагаться; все
твердые формы рассыпались; сперва они приобрели
текучее состояние (импрессионизм, нео-
импрессионизм), потом стали диссоциироваться
(футуризм, дадаизм); сквозь диссоциируемую
действительность новой "заумной", "дадаистической"
Европы отчетливо проступила ужаснейшая гримаса
негритянского "фетиша", объявленного утонченнейшею
формой искусства; и объяснилося давнее устремление
культуртрегеров европейских к темному "востоку", к
"югу", к "варварскому") Дионису Ницше: и Франция,
эта страна декадентов, открыла кампанию; сначала в
ней слышались сентиментальные зовы Руссо,
возвращающие к природе; потом та "природа" себя
обнаружила по "восточному" (уже позднее): в
произведениях Гобино, Жерара-де-Нерваля, в
буддийской проповеди Нирваны у Шопенгауэра, в
Вагнере, вобравшем в себя Шопенгауэра, в
дионисической теории Ницше, рожденной из Вагнера;
эта проповедь идеоло-
48
|
увеличить
переключиться на изображения
|
гии бессознания, "ничто" сопровождалось развитием
востока в Европе: восток отпечатлевался восточными
модами и экзотикой; с конца прошлого века до
нынешних дней рост экзотики этой огромен. Точно все
тронулось во внутреннем мире современного буржуа,
точно он охвачен порывом, несущим его; тот порыв -
есть падение врутренних устоев буржуазной культуры;
он - ощущение обвала всего буржуазного мира в себе.
Этот обвал - в свою очередь, следствие развития
революционных газов и лавы под недавно крепкими
почвами капитализма; землетрясение почвы было
услышано Ницше; образно провозгласил он гибель
старой Европы (ее - жизни, ее мысли, ее культуры)
шествием Диониса на Европу; под Дионисом разумел он
наступление динамической эпохи; нам ныне известно,
что эта эпоха есть победа над формами (продуктами)
трудовых и творческих ценностей; все будущие
Шпенглеры implicite сидят уже в Ницше; но Ницше
предостерегал и от варварского Диониса: от падения
вершин старой жизни и от гибели под обломками ниже
лежащих (мелкобуржуазных пластов), которых судьба в
будущем - оказаться между молотом падения старых
ценностей и наковальней из-под почвы выпирающей
социальной революции; ныне мы видим картину
наступившего хаоса: поднятия революционной энергии
снизу вверх; и расширение буржуазной дегенерации
сверху вниз; в точке пересечения двух встречных
волн, ныне в среднем пласте, так называемых,
бытовых устоев, мы наблюдаем ужаснейший хаос борьбы
и смещения всех критериев, являющих одновременно:
появление "человека-негра" в среднем обывателе
Берлина, Парижа, Нью-Йорка и появление перед ним же
грядущего мстителя в виде пролетария с молотом,
поднятым над его мещанским покоем.
49
|
увеличить
переключиться на изображения
|
"Негр" в Европе породил ужаснейшее событие,
никогда не бывшее в мировой истории: Европа
несколько лет сотрясалась не ритмами бетховенских,
симфоний, а ритмами пушечных перекатов, гуденьями
автомобильных гудков, скрежетанием крыльев
пропеллеров; эта адская музыка воспитала и
революцию, и... "н е г р а" - одновременно - в
сознании европейского человечества; "маски" покоя,
комфорта и мира теперь были сброшены; одновременно
явились во всей своей четкости перед лицом
обывателя: и "н е г р", и "революционер"; оба несли
справа и слева удар в середине стоящему обывателю;
под молотом титанов подземных (пролетариата)
сотрясался пол обывательской "хаты с краю", а
потолок этой хаты проломан был падением вершин над
ним занесенной жизни; в проломленный потолок упал
на него тот, кто стал ныне образом с ним живущего
"негра": "негра" в Европе. Не случайно, что в годы
этой войны впервые "негры" явились в Европу в виде
организованных полков нигерийской пехоты; этих
негров видала Германия; и Одесса видала их; этих
негров доныне еще созерцает Рурская область. Те
негры суть символы "негризации" нашей культуры;
сколькие после войны явились в былую жизнь
внутренними "неграми"; симфония пропеллеров и звуки
разрывов "чемоданов", перекликающаяся с
начинающейся симфонией гудков, - все это вызвало
новые ритмы в Европе; и эти ритмы себя осознали
"фокстротами", "Джимми" и "явами", сопровождаемыми
дикими ударами негрского барабана "джазбанда";
Европа оказалась охваченной "восточными" танцами,
"восточными" ритмами, "восточными" настроениями,
где древний огнепоклонник себя изжигает в
"фокстрото-поклоннике", где "варварский Дионис",
или появление колоний Европы всего цветного мира -
50
|
увеличить
переключиться на изображения
|
в Европе, себя изживает в повальном отравлении
городского "негра" кокаинами, морфиями, к которым
пленительно так призывает утонченный вырожденец
Феррер.
Эта мода к востоку, пребывавшая в скрытом
состоянии до войны, теперь появилась на улице
жизни: Берлина, Парижа. Восток современного,
буржуазного запада и "негр" Фашизма - вот
подлинное новое явление берлинской культуры:
"черный интернационал" распространил свои яды и на
Германию.
Но центр его - Франция.
Франция, недавняя законодательница европейских
мод, "прогрессивная" Франция оказалась и ныне
"прогрессивной": она стоит во главе "черной" моды
для европейских упадочников; эта Франция видится
мне горном, переплавляющим гибнущие слои Европы в
какой-то нового цвета состав; можно смело сказать,
- в черный состав; распространению власти
европейских грабителей на весь мир соответствует
вторжение цветного мира колоний в Европу;
европейскому человечеству суждено или признать
права на гражданство и экономическое равенство всех
народов "востока" и "юга", или насильственно
свариться в "востоке" и "юге". И всего более вы это
чувствуете на Франции.
Еще 12 лет тому назад в бытность мою в Тунисии,
мне это стало вполне ясно; наблюдая "прекрасную
Француженку" в Африке, я впервые преисполнился
глубокого негодования по адресу ее "прекрасных
глаз"; я перестал верить в ее прекрасную тонкую
талию после того, как она проглотила в одной только
Африке, не считая Мадагаскара, пространство, равное
21-ой европейской Франции; и тогда еще думал я: эту
прекрасную талию скоро, наверное, Африка разорвет;
тогда же я стал внимательно вглядываться в меня
окружавшую "Франко-африканскую" жизнь,
51
|
увеличить
переключиться на изображения
|
вчитываться в быт и в историю культуры ею
проглоченных народностей; отрывок из моего
африканского дневника, напечатанный заграницею,
через 11 лет после своего появления на свет,
показался немцам настолько современным, что они
перепечатали его с комментарием, весьма для меня
лестным (будто бы в этом отрывке - предвидение
современности); вчитываясь в этот отрывок, я вижу,
что он характеризует современную "черную" Европу
(Европу Фашизма, Фокстрота и черного
интернационала). Поэтому я позволяю себе привести
из него здесь несколько выдержек.
Вот что я писал в 1912 году (4).
"Вы не знаете Франции: европейская Франция -
малый отросток гигантского тела, лежащего в Африке
и отломанный от африканской земли кручами
Гибралтара... Знаю наверное я: никогда не пришло
вам на ум точно вымерить Францию; вымерил я:
отношенье ее европейских частей к африканским за
вычетом Мадагаскара... равняется дроби: 1/22... Все
отродия цветокожих метежутся громкою жизнью,
сочатся, клокочут в артериях организма страны,
привлекая кровь нации из головы европейской и
знаемой Франции, - в ее черное африканское сердце:
за Францию, - ту, которую знаем, - мне страшно...;
надо ей беспрепятственно переварить то огромное
тело, которое проглотила она, т.-е. 22 Франции,
чтобы стать после кровного усвоения Африки 1/22-ою
себя самое; я боюсь - будет час; кровь с огромною
силой прильет к голове организма Французской Европы
- кровь черная: миллионами негров, мулатов вдруг
хлынет в Париж,... жилы страны разорвутся под
мощным
(4)Все приводимые выдержки из II тома "Путевых заметок",
доселе не могущих появиться в свет, из главы "Двадцать
две Франции".
52
|
увеличить
переключиться на изображения
|
напором; и европейскую Францию постигнет удар:
почернеет ее голова"...
Мои слова "вы не знаете Францию" относимы,
конечно же, к Франции буржуазной, в то время
стыдливо закрытой вуалью либерализма и
сантиментальных вздыханий о "порабощенном Эльзасе";
теперь - Франция узнана: Франция Рура, военных
аэропланов, могущих в какой-нибудь час превратить в
развалины целый Берлин; Франция, положившая под
ноги Парижа миллионы русских солдат и вмешивавшаяся
своими жандармами во внутреннюю жизнь Советской
России, - узнана; узнана Франция, устраивавшая
блокады Советской России, - посылавшая в Одессу
своих африканцев; Франция - насильница Рура -
разоблачила себя; "время отлива соков страны", или
интеллигентных верхов, вглубь Африки есть время
экзотики ее упадочной культуры, рождающей новые
моды канкана в Париже; а ответный прилив ее черной,
африканской крови к голове - война 1914 года и
появление сенегальских и нигерийских полков на
Фронте Европы, это - начало конца "белой" Франции,
Франции буржуазной; апоплексический удар головы
Француженки, вернее, начало его - появление
кровавого каннибала, Пуанкаре, в роли центральной
клеточки ее головного мозга.
И далее:
"Завоевание Францией Африки как-то мы все
проглядели; об оккупации мароккских провинций мы
только что прочитали в газетах(5); Марокко же -
малый кусочек земли по сравнению с тропической
Францией; собственно говоря: центр ее не в голове,
а - в ногах; голова - истончается (прекращение
рождений): худеет, худеет, худеет она; все-то
пухнут
(5)Отрывок писался в 1912 году.
53
|
увеличить
переключиться на изображения
|
и пухнут черные ее африканские ноги; такая распух-
лость - болезнь: элефантиазис (так кажется). Бедная
Франция! Вот - Марокко, Алжир, Тунис; вот Нигерия,
Сенегал и Гвинея; вот грудь; а вот - ноги; меж ними -
широкий живот: то - Сахара; знаете расстояние от руки
до ноги современной "Француженки" от Алжира до,
скажем, Луанго; я вымерил: расстояние от Алжира до
этого пункта равно от Москвы и до Лондона; расстояние
крайних точек ее поперечника (в талии) - от Сен-Луи
до египетского Судана, опять-таки приблизительно,
есть расстояние от Москвы до Лондона; у миниатюрной
"Француженки", надо признаться, - не очень-то тонкая
талия; Франция быстро толстеет; она - негритянка; не
галльский петух ее символ; и - не кадриль ее танец;
скорей ее символ - жираф; ее танец - канкан; и не
надо быть тонким провидцем, чтоб внятно понять: уже
даже в XX столетии в тонкие звуки "рояльной" культуры
Европы войдет глухо-дикий рыдающий звук барабана,
"там-тама", "ля-ля" превратится в звук "бум". И
забумкают звуком "бум-бума" пространства Европы.
Эти слова оправдалися через два уже года: сперва
"забумкали" звуки орудий; потом "забумкал" джазбанд
с каждой улицы и из каждой коФейни.
И - далее:
"Африканскую Францию ныне слагают - трехцветие
береберийских культур: то - Марокко, Алжир, Тунис;
Европейская Франция - треть их тел; далее следуют -
грозный Туат и Сахара (равны - восьми "Франциям"),
ниже - снова три Франции: Сенегал и Гвинея...
Дагомея, слоновое побережье, опять-таки, превышают
размерами "Францию",Нигерия составляет две Франции;
около четырех их составят Убанг, Габон, Среднее
Конго и земли... по направлению к озеру Чад до... -
54
|
увеличить
переключиться на изображения
|
О НЕГРЕ В БЕРЛИНЕ И ЕЩЕ КОЙ О ЧЕМ.
Фокстротопоклонники интересовали в Берлине меня;
я разглядывал их, шествующих по Motzstrasse и по
Tauentzinstrasse; то - бледные, худые юноши с
гладко прилизанными проборами, в светлых смокингах
и с особенным выражением сумасшедших, перед собой
выпученных глаз; что-то строгое, болезненно строгое
в их походке; точно они не идут, а несут перед
собою реликвию какого-то священного культа;
обращает внимание их танцующая походка с незаметным
отскакиванием через два шага вбок; мне впоследствии
лишь открылося: они - "Фокстротируют", т.-е.
мысленно исполняют Фокстрот; так советуют им
поступать их учителя танцев, ставшие воистину
учителями жизни для известного круга берлинской
молодежи, составляющей черный интернационал
современной Европы; представителями этого
интернационала, с "негроидами" в крови, со
склонностями к дадаизму и с ритмом Фокстрота в душе
переполнен Берлин; тут и немцы, и венцы, и чехо-
словаки, и шведы, и выходцы Польши, Китая, Царской
России, Японии, Англии - бледные молодые люди и
спутницы их: "бледные, худощавые барышни с
подведенными глазами, с короткими волосами
перекисеводородного цвета, дадаизированные,
кокаинизированные, поклонницы модного в свое время
мотива бостона, изображающего "грезы опия". Те и
другие переполняют кафэ в часы пятичасового чая и
маленькие "д и л э". напоминающие Индию и Цейлон
пестрой растительностью шелков и огней; вот лилово-
вишневое "д и л э", струящее в полусумерки свет
кровавых огней: вот "д и л э" - лазурно-лимонное;
всюду томно рыдает "томбола", посредине - маленькое
пространство; у стен - столики; за столиками -
парочки кокаинно-дадаизированных,
58
|
|
|
|
|