Выставка ?Гибель Арбата?.
К 40-летию строительства Калининского проспекта и 100-летию фотохудожника А.С. Потресова.
ПОТРЕСОВ Александр Сергеевич (1902 - 1972)
Первый фотоаппарат Александру Потресову в год 300-летия Дома Романовых подарил отец - журналист, театральный и литературный критик, официальный обозреватель Художественного театра, известный под псевдонимом Сергей Яблоновский. С того далекого 1913 года писатель, художник и путешественник А. Потресов практически не расставался с камерой. В 30-е он много экспериментировал, в частности, пытаясь создать стереоскопическую фотографию. Во время войны фототехника была конфискована, однако Потресов из отдельных деталей собрал аппарат; в семейном архиве сохранились его снимки 1941-45 годов.
Подлинный расцвет творчества А.С. Потресова как фотографа произошел уже в послевоенные годы. Им созданы целые галереи фоторабот, отражающие архитектурные шедевры Москвы, Ленинграда, Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова. Его объектив запечатлел храмы, монастыри, часовни, исторические сооружения, уничтоженные в результате борьбы с религией в 50-е годы или в результате чудовищной ?реставрации?. Оставаясь путешественником, он много снимал русскую природу, жанровые сцены туристского быта, пейзажи, жизнь людей. Отдельным хобби было увлечение парашютным и водным спортом, поэтому в творчестве присутствуют авиационные сюжеты, парусные гонки, преодоление порогов на байдарках.
Впервые премию за фотографию ?Жемчуг осени? Потресов получил в 1958-м на престижном конкурсе, регулярно проводимом фотосекцией ГУМа, а первая персональная выставка, посвященная 50-летию творческой деятельности, состоялась в 1963 году.
А. Потресов возглавлял секцию пейзажа в Московском фотоклубе, где состоял с его основания, был членом жюри выставок, участвовал в работе кинофотосекции Московского клуба туристов. Неоднократно награждался дипломами за лучшие работы. Его фотографии включены в фотоальбомы ?Память России?, ?Памятники архитектуры Кавказа?, ?Псков? и многие другие. В качестве иллюстраций они вошли в книги, печатались в журналах ?Пионер?, ?Вокруг света?, ?Огонек?, ?Наше наследие? и других.
С самого детства Потресов жил в окрестностях Арбата, ему были близки и понятны быт старожилов этого района Москвы, ритм и ткань арбатских переулков. Арбатом издревле называлась не только современная улица (кстати, названная так позже), но и значительный район центра Москвы от переулка Сивцев Вражек до Никитской в пределах нынешнего Садового кольца. Район, застроенный после московского пожара 1812 года особняками и небольшими городскими усадьбами (хоть и несколько изменился за счет возведения на рубеже XIX-XX веков ?ампирных? доходных домов), сохранял свой неповторимый стиль до 1960-х.
Сорок лет назад, когда началось разрушение заповедного уголка Москвы, фотограф жил в доме ?20 на Большой Молчановке (снесен в 1970 г.). Драматические события вторжения в историческую планировку происходили буквально под его окнами. А. Потресову удалось сохранить для потомков в фотографиях полностью уничтоженные в дальнейшем Собачью площадку, Кречетниковский и Дурновский переулки, строения, представлявшие историческую ценность, архитектурные фрагменты. Когда же начался снос зданий и строительство Нового Арбата, А. Потресов в течение ряда лет создавал уникальный, полный драматизма репортаж грандиозной по тем годам эпопеи, отсняв буквально все ее этапы.
В нынешней экспозиции представлена лишь небольшая часть фотографий Александра Сергеевича Потресова из того репортажа сорокалетней давности.
Отклики:
- Львова М. Фотолетописец Арбата // Арбатские вести. 2002. 9-16 октября. ? 19 (58). С.7.