Кирилл Соколов. Образы, навеянные книгой (Серебряный век и мировая классика).
Выставка графики
На выставке представлена графика из собрания семьи художника (Дарэм, Великобритания), коллекции Фазиля Искандера и фондов ГМП («Мемориальной квартиры Андрея Белого»).
В выставочных залах ГМП в Денежном переулке.
На вернисаже выступили вдова художника литературовед Аврил Пайман (Великобритания), заместитель директора ГТГ Л.И. Иовлева, главный художник журнала «Наше наследие» А.Рюмин, искусствовед О. Яблонская и др.
Кирилл Константинович Соколов родился 27 сентября 1930 г. в Москве. Его отец Константин Михайлович Соколов (ум. 1973) – архитектор конструктивист. Мать, Ирина Константиновна, урожденная Киршбаум (ум.1978), состоявшая в родстве с Блоками, преподавала английский язык и во время войны возглавляла отдел в Совинформе. Кирилл получил от родителей любовь к книге, к искусству и музыке, чувство преемственности русской культуры. В двенадцать лет, вернувшись еще в разгаре войны из эвакуации в Саратове, он поступил в Московскую среднюю художественную школу, а затем — в Институт имени Сурикова на Факультет книжной графики. Студентом он страстно увлекался современным западным искусством, русским авангардом и литературой начала XX века. Иллюстрировал «в стол» «Петербург» Андрея Белого и «Балаганчик» Александра Блока. Дипломная работа Соколова — серия линогравюр к роману Эльзы Триоле «Неизвестный» — стала лауреатом среди работ выпускников Суриковского института.
По окончании института Соколов работал в книжной графике и проиллюстрировал более 50 книг, выставлял станковую графику, а живописью занимался «для себя».
В 1974 г. он выехал в Англию с женой-англичанкой Аврил Пайман и восмилетней дочерью Ириной, но сохранил гражданство и эмигрантом себя не считал. В Англии Соколов вначале сильно тосковал. Пейзажи и здания казались ему нереальной декорацией, и он начал заниматься скульптурой, чтобы создать предметы, в которые можно было бы поверить. С того времени скульптура заняла важное место в его творчестве. Заказы на иллюстрирование книг попадались редко: «Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова для издательства «Oxford University Press», сотрудничество со знакомыми поэтами и в малотиражных поэтических журналах.
Основной заработок приносила живопись.
Знакомство с английскими мастерами привело к усвоению техники шелкографии и он нашел собственную технику плоской печати, которую применил в ряде серий по мотивам русской поэзии и прозы. Он любил экспериментировать с материалом, стараясь найти оптимальную форму для выражения содержания. Собственно литературные ассоциации возникали часто непрошенными — как в сериях «Прага Кафки», «Венецианское каприччио», «Homo Homini» и «История болезни». Грань между иллюстрацией и вариацией на темы – тончайшая.
Жизнь Соколова проходила целиком под знаком искусства. Он организовывал выставки русских художников в Англии, написал или курировал более 12 статей о русском искусстве в журнале «Леонардо», в редакции которого состоял. Он также организовал выставку английских художников в Москве и дарил в русские хранилища старинные английские гравюры, которые с увлечением коллекционировал. Сам он выставлялся в Европе, США и России, и работы его хранятся в музейных собраниях разных стран.
В последний год жизни Кирилл Константинович сделал выставку «Памяти Александра Бока» в Санкт-Петербурге и курировал выставку русско-английского художника Эрика Прэна в Перми, где сам выставил гравюры к «Фаусту» Гёте и ряд подаренных в «Пермскую государственную галерею» работ. Вернулся он в Англию уже тяжело больным и там скончался 22 мая 2004 г.
Аврил Пайман
Работы художника находятся в крупнейших музеях мира. Музей Андрея Белого в 2004 году получил в дар от художника 5 его акварелей с иллюстрациями к роману Андрея Белого «Петербург» (1954). По завершении работы выставки вдовой художника, известным англо-русским литературоведом, специалистом по Серебряному веку, Аврил Пайман, а также дочерью художника, Ириной Снегирь-Соколовой, музею была подарена коллекция графических работ Кирилла Соколова. В дар музею переданы серии иллюстраций к произведениям А.Блока, А.Ахматовой, А.Платонова и другие работы.
На фотографиях: К.Соколов, А. Пайман, А.Рюмин, О.Яблонская, И.Снегирь-Соколова.