|
|
|
<<< Предыдущий блок :: Следующий блок >>>
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Мораль: изучайте трудолюбиво в целом мировоззрение
противника, а не воруйте цитатки; много есть у меня всякого
цитатного добра, но кто берет цитату вне круга цитат, ее
об'ясняющих, тот - вор и убийца смыслов.
Я пишу о том, как я стал "символистом" от музыки еще
пяти дет; в этом символизме от музыки, от гераклитйанского
вихря, строящего лишь формы в движении и никогда в покое, и
подставляющего вместо понятия догмы понятие ритма, или
закона изменений темы в вариациях и всяческого
трансформизма, и заложена основа всего будущего моего.
О том, как в университете я, чтителъ поэзии Соловьева и
Блока, был дарвинистом против формализма и механицистом
против витализма, я надеюсь рассказать позднее; повторяю; и
трансформизм, и Дарвин, но и Ницше, и Метерлинк были мною
сперва пережиты в опыте, и уже потом узнаны в печатных
томах, ибо мои позднейшие вкусы в литературе - отбор по
переживаниям, мной испытанным в детстве.
Еще штрих: я всегда ощущал рубеж столетий между собою и
бытом; и мне всегда стояла проблема борьбы с обстанием:
так же, как теперь я борюсь с "Николашей", редукцией
папаши, я боролся с большими "папашами" маленьких
"Николаш"; и борьба ребенка, отстаивавшего свое право на
бытие, была и трагична, и героична (не юмористична, как
борьба с "Николашами").
Дети рубежа и не могли перейти в начало века, не сказав
"нет" этому веку; в момент же этого "нет" у них еще не было
ничего готового в смысле собственного мировоззрения; их
"да" слов не имело; а отцы так и сыпали словесными
терминами. Но была твердейшая уверенность в том, что отцами
подаваемое "да" никуда не годится.
Отсюда - уход из сферы чуждого "да" иди - сжатие
младенца в точку кроватки; и переживание огромной ночи,
припавшей к младенцу; переживания Нирваны не раз
охватывали, как опасность прижизненной смерти.
И отсюда же ноты Нирваны в моей биографии; отсюда и
юношеское шопенгауэрианство.
193
|
увеличить
переключиться на изображения
|
3. ДЕТИ РУБЕЖА
Мы, дети рубежа, позднее встречаясь узнавали друг друга;
ведь мы были до встречи уже социальной группой подпольщиков
культуры; группа объединилась не столько на "да", сколько
на "нет"; эпоха, нас родившая, была статична; мы были в те
годы - заряд динамизма; отцы наши, будучи аналитиками,
превратили анализ в догму; мы, отдаваясь текучему процессу,
были скорей диалектиками, ища единства противоположностей,
как целого, не адекватного только сумме частей; слагаемые,
или части, не отражающие чего-то в целом, называли
эмблемами мы; искомое целое, как обстанием не данную
действительность, мы назвали сферою символа; под словом
"символ" разумел я конкретный синтез, а не абстрактный; в
его квалитативности, а ре только в "квантитас"; рассудочный
синтез квантитативен; после Канта всякий синтез принял
форму "синтеза в рассудке"; и - только; под "символом"
разумели мы химический синтез; разумели "соль", свойства
которой не даны ни в я д е хлоре, ни в я д е натрии,
соль образующих; ставить знак равенства между химией
свойств и частей в целом, не данной в частях, и мистикой
может только человек, не изучавший природы химических
веществ, природы диалектики, природы количественной
качественности, о которой правильно говорит Энгельс. Мы
разумели некую жизненность факта, не взятую на учет
формальными эстетиками. Слово "сюмболон" производил я от
глагола "сюмбалло" - соединяю, как "вместе сбрасываю" с
выделением химической энергии, пресуществляющей хлор и
натрий в третье, н о в о е вещество: в соль.
"Символизм" означало: осуществленный до конца синтез, а
не только соположение синтезируемых частей ("сюнтитэми" -
сополагаю); в соположении количества не выявляют еще своих
новых качеств.
При чем мистика? Разве химическая реакция мистична?
В "символизации" мы подчеркивали процесс становления
новых качеств; в словесной изобразительности диалектику
течения новых словесных значений. Мы были всегда
гераклитианца-
194
|
увеличить
переключиться на изображения
|
ми, несущими бунт в царство средневекового Аристотеля;
самое понятие гераклитовского Логоса было нам понятием
ритма, закона изменений, а не статической формы или нормы
рассудка.
Но наше ритмическое единство допускало подстановки; мы
могли говорить о нем и в терминах философии Логоса, и в
терминах энергетики, ибо умели переводить метод в метод и
прочитывать явления, держась не за букву (проблема перевода
с языка на язык); учитесь, неповоротливый критик:
"символист" вам подсказывает, как в методической диалектике
брать проблему эмблематики смысла, о которой я писал
двадцать лет назад (удивительно путанные головы, - им было
рассказано внятно, а они - опять за свое: "мистика,
мистика!").
Мы отрицали склероз мозга очень многих голов своего
времени; и мы были правы в борьбе со склерозом: прием
иода, иль символизма, не растворил извести в их головах.
Мы, символисты, имеем право говорить о символизме хотя
бы на основании закона давности; тридцать лет - срок
почтенный; и наше право базировано двояко: тридцать лет мы
говорим о символизме так, как я говорю; и тридцать лет мы
даем критикам материал нашим творчеством; мнение "спеца" о
предмете споров должно быть взято на учет особенно там,
где царят и сознательные, и бессознательные фальшивки, где
действуют фабрики волчьих паспортов с транзитными визами
"мистика" и "трансцендентность".
Типичные ли мы мистики? Типичные мистики не бывают
смолоду перепичканы естествознанием; Брюсов, любитель
математики, спинозист-гимназист,- мистик ли? Я -
естественник; Балтрушайтис - естественник; издатель
"Скорпиона" по образованию - математик; Эллис -
образованнейший экономист.
Если мы - "мистики", так давайте же переделаем наизнанку
"спецовскую" литературу по истории и философии
"мистицизма".
Энгельсу позволено говорить, например, так: "у
естествоиспытателей движение понимается, как
механическое... Из этого недоразумения вытекает...
стремление свести все к механическо-
195
|
увеличить
переключиться на изображения
|
му движению... чем смазывается специфический характер
прочих форм движения". Что ж, Энгельс - мистик? Деборинец
А. Столяров, соглашаясь с Энгельсом, заявляет: "Сведение
всякого движения... к механическому... означает... сведение
диалектики к механике". (А. Столяров: "Диалектический
материализм и механицизм", стр. 118.)
В духе заявлений Энгельса и школы Деборина, за двадцать
лет до деборинца Столярова, отказываясь от метафизики ("Мы
видим... крах метафизики..." "Символизм", стр. 94),
символист Белый пишет: "В термодинамике не обойтись без
понятия об энергии, но... понятие, вынесенное за пределы
частной науки, становится понятием многосмысленным и
совершенно неясным". ("Символизм", стр. 52.)
На основании какого пpaвa подобного рода корректив к
философии квантитатизма прочитывается критиком, мало
работавшим в сфере методик точных наук, как приглашение
гадать на кофейной гуще? Белый - маска Б. Н. Бугаева,
имеющего диплом первой степени о прохождении им курса
точных наук и соответственных лабораторных занятий.
На основании какого же права безглавят смысл
написанного символистом?
На основании права передержек.
И я почтительнейше прошу, чтобы при ОГПУ было открыто
отделение суда и кap за передержки, имеющие тенденцию
дискредитировать; и сфера критики должна иметь критику в
суде высших государственных органов.
Меня поражает: для чего существуют кафедры истории
литератур и вся аппаратура материалов, когда в итоге
разглядев того или иного исторического течения из него
иэ'яты все "слоны" и перечислены все "козявочки".
Существует музей всех "козявочных" привкусов
"мистицизма" в символизме; и ни звука о "слоне", без
которого символизм - не символизм: о диалектике вращения
метода вокруг метода, в итоге которого развивается
эмблематика частных смыслов: школьно-художественных,
частно-научных и прочих.
196
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Ни звука!
"Николаша", папашин сынок, настарался особенно тут
именно: на протяжении двадцати лет.
Еще есть один не отмеченный "слон": именно: при
набившем оскомину выведении символизма из крупной
промышленности не взято на учет социальное происхождение
символистов: если бы был составлен каталожный список
символистов (кто их отцы, из какой они среды и так далее),
отметился бы весьма любопытный факт; отцы большинства
символистов - образованные позитивисты; и символизм в
таком случае являет собой интереснейшее явление в своем
"декадентском" отрыве от отцов; он антитеза "позитивизма"
семидесятых-восьмидесятых годов в своей "нет" этим годам;
а в своем "да", в символизме "пар эксэланс", он врождается
в энное количество течений, уже действующих в начале века
за пределами того "символизма", о котором писали историки
литературы; действительно странно: в 1910 году
провозгласили коней "символизма"; а до 1910 года
"символизм" смешивали с "декадентством".
Когда же был символизм-собственно?
Мудрый Эдип разреши!
"Символизма" нет, а "символисты" здравствуют в 1910
году, как никогда: Блок не написал еще своих лучших
творений; Белый еще не написал "Петербурга"; Сологуб - в
расцвете сил; Брюсов - в расцвете сил; В. Иванов - в
расцвете сил; с "символизмом" - покончено: да здравствуют
символисты!
"Символисты" даже не реагируют на конец "символизма"; и
не отказываясь от него, спокойно себе работают: Белый в
"Мусагете", Брюсов в "Русской Мысли".
Что же случилось?
Оказывается - закрылся журнал "Весы" с согласия на это
сотрудников "Весов", нашедших, что данная школьная
группировка потеряла значение; но "символизма" это не
задевает, ибо символизм никогда и не мыслил себя
литературной школою; он - "школа" с 1907 до 1909 годов
для-ради тактических целей: борьбы с дешевкою
"мистического анархизма".
197
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Отчего о cем немаловажном обстоятельстве - молчок?
Отметим: русские символисты не сыновья крупных
промышленников; сколько было образованных капиталистов во
втором десятилетии нашего века; они не дали - ни одного
символиста; символисты - дети небогатых интеллигентов,
образованных разночинцев, разоряющихся или захудалых
дворян, давно забывших о своем дворянстве; наиболее типична
связь символистов с передовой интеллигенцией конца века; в:
аспекте "декадентов" мы "скорпионами" выползли из трещин
культурного разъезда в конце века, чтобы, сбросив
скорпионьи хвосты, влиться в начало века.
Я - сын крупного математика, вылез на свет из квартир,
переполненных разговорами о Дарвине, Спенсере, Милле; Блок
- сын профессора, внук известнейшего ботаника, профессора
же, женатый на дочери профессора Менделеева; Эллис -
побочный сын известнейшего московского педагога; С. М.
Соловьев - внук знаменитого историка Соловьева (профессора
же); Балтрушайтис, В. Иванов - никакого отношения к
крупному капитализму не имели; Б. Садовской - тоже; более
молодые модернисты, истекшие из символизма и утекшие по-
разному из него: Шершеневич - сын профессора; Шервинский -
сын профессора медицины и т. д.
Остается Брюсов, единственный, - сын "купца". Но мы
увидим, насколько "купец-папаша" - "купец" в самом деле
(об этом - ниже).
Вот если бы заговорили о генезисе символизма из
известного слоя интеллигенции и анализировали бы,
например, роль московского университета в формировании
кадров московских символистов на рубеже двух столетий, -
вышел бы интересный этюд.
Что крупная буржуазия стала ухаживать за символистами,
когда они стали входить в моду, - так за кем только не
ухаживала буржуазия: разве не ухаживала она за модными
профессорами, за модными социал-демократами; я сам был на
социал-демократическом вечере в квартире у владельца
фабрики "Дукат"
198
|
увеличить
переключиться на изображения
|
в дни всеобщей забастовки 1905 года (реферат - не состоялся
в виду осады университета казаками). Как реагировал на моду
среди буржуазии на символизм А. Блок, - известно; как
реагировал я в 1906 году на начало этой моды, - вот цитата:
"Доколе еще прислуживать вашей мерзости, доколе быть шутом
вашей пустоты, посмешищем вашего ничтожества, рвотным
камнем вашей пресыщенности?.. Верю, что в всесветлом
грядущем граде мы встретимся лицом к лицу и с работником, и
с оратаем (1)... И не... слюною пресыщенности, как с вами,
увенчается наш союз, а делами строительства... Как смеете
вы хотя бы ценить нас!.. Прочь с дороги!.. Мы, художники,
посылаем вам наше неугасимое проклятие". ("Арабески".
Художники оскорбителям. 1906 г.)
Надо отделять вопрос о моде на символизм в таких-то и
таких-то годах среди крупной буржуазии, к а к и в д р у
г и х с л о я х общества, от генезиса символизма где-то
весьма недалеко от "славных" университетских традиций в
виде диалектической антитезы им.
Почему столь много интереса к моде среди буржуазии на
нас (как и на науку, как и на... мистику, как и на...
интерес к экономике, к театру и т. д.) при полной атрофии
интереса к самому генезису символистов и "символизма"?
Печальная тема: искание предлогов... к доносу
(разумеется, не простому: ку-ль-тур-но-му!).
Да, но Брюсов - сын "купца".
На нем и остановлюсь.
Отец Брюсова - купец, разложенный, как "купец",
стремлениями передовых людей своего времени: купец с
надрывом; все прочие "отцы" символистов - типичные
интеллигенты; передовые стремления восьмидесятых годов -
лаборатория символизма; отцы их доказывали эволюцию по
Спенсеру и конституцию по Ковалевскому.
Где же тут мистицизм, наивная вера? На Соломоновых
островах она была бы возможна; в недрах передовых
московских
(1) О р а т а й - землепашец.
199
|
увеличить
переключиться на изображения
|
кабинетов - нет уж, позвольте-с! Там не выкрикивали: "Верую
в кошку серую!" Там по Герберту Спенсеру шили "спенсеры"
(род одежды).
Останавливаюсь на первых годах Брюсова, ибо он - сын
"купца"; и у них, вероятно, все - "по-купецки; вот что
пишет Валерий Брюсов: дед-крестьянин завел свое "дело";
но... писал басни, стихи, видел Пушкина, поэзией увлекаясь
более, чем делом (не типично!); отец-купец, тяготясь
"делом", пытался бежать от него; это не удалось; и он -
провалил "дело"; вот как об этом пишет Валерий Брюсов в "Из
моей жизни": "Подошли шестидесятые годы... Молодежь, стала
заниматься Писаревым". (Стр. 10.) "К этому времени
относится основание моим отцом... какого-то
самообразовательного кружка... Познакомившись с будущей
женой, конечно, отец начал "развивать" ее". (Там же).
Брюсов пишет об отце: он - бывший нигилист и поклонник
Писарева, после учиненного отроком В. Брюсовым безобразия,
пишет ему, что - не стесняет его убеждений; в данном случае
купец-отец скорее напоминает мне мягкотелого Н. И.
Стороженку, нежели "железную пяту".
Стиль не купецкий: горе-купец - отец Брюсова.
Ну, а "быт" будущего символиста, Брюсова?
"Игрушки у меня были только разумные... Родители мои
очень низко ставили фантазию... Мне никогда не читали
сказок... Я знал имя Дарвина и, будучи трех лет... -
проповедывал на дворе... его учение... С детства меня
приохотили к естественной истории... Любимейшим моим
наслаждением было ходить в 3оологический сад..."
Читатель, - чувствуете? Точно Брюсов рос в моей
квартире. Совпадение - до смехоты; только: вместо
Зоологического сада я уходил в свой зоологический атлас.
Но - далее.
"Очень меня утешали... научные развлечения Гастона Тис-
сандье..." (А меня "птицы" Кайгородова и французская книжка
для детей "Знаменитые жизни" - биографии знаменитых
ученых); "страсть к систематизации довела меня до того, что
я со-
200
|
увеличить
переключиться на изображения
|
ставлял таблицы своей выдуманной истории - хронологические
и статистические..." А я выдумывал свою мировую историю (об
этом - ниже); "воспитание заложило во мне прочные основы
материализма. Писарев, а за ним Конт и Спенсер... казались
мне основами знаний"... (1). А я, гимназистом, принялся за
грызение "Логики" Милля, за "Историю индуктивных наук"
Уэвеля и т. д.; воздух "квартир", как видите, - один; и мне
дарили "разумные" игрушки, запрещали сказки; и я знал:
человек - произошел от обезьяны; только я был ближе к штабу
позитивистического очага; и оттого-то я знал и критику
действительности этого "штаба"; картина знакомая; что
издали почитают, то вблизи критикуют. Но в целом не схожие
Брюсов и Белый пересекаются в атмосфере, в точке исхода: от
позитивизма к символизму.
Случайна ли их встреча впоследствии? Разумеется - нет:
они должны были встретиться.
Итак, в точке исхода еще пока - никакой "мистики";
пресловутая "мистика" в диалектике исхода из
позитивистической "тезы"; она - антитеза; она начинается
там, где преждевременно развитые, не в меру любознательные
мальчики, Валя и Боря, вопреки их обстающему великолепию
"основ" и биологии, и социологии, и психологии по
Спенсеру, стали испытывать тоску, гнетущее чувство
ощущения, что ты - "в подполье"; я спасался в музыку от
картины профессорской квартиры, прочитанной, как иллюзия,
долженствующая рассыпаться; поздней я говорил этой картине
цитатой из Шопенгауэра: "Мир есть мое представление", что
означало: "этот" мир, "такой" мир, ибо я водил иного мира,
живого мира.
А вот что переживал Брюсов от семи до четырнадцати лет:
"Играть со мною не любили... Я предпочитал играть один..."
"У меня начинался бред, я вскакивал и кричал... Ночные
припадки стали... повторяться так часто, что мама
запретила мне читать страшные рассказы". ("Из моей
жизни", стр. 14-19.)
(1) Все выдержки "Из моей жизни", стр. 14-47.
201
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Опять - трогательное согласие; только: я "закричал"
раньше Брюсова: пяти-шести лет; с первой встречи с
Валерием Яковлевичем и эта тема, тема бреда, прошлась меж
нами, потому что социальные корни ее - те же.
Брюсов пишет: "Я всего более боялся поступить не так,
как следует". (Стр. 21.) И я! Я смимикрировал "Бореньку-
дурачка"; Брюсов - "нахала"; это - уже различие в
темпераменте.
Брюсов заявляет: "Я не умел вести себя... и мучился
каждый миг. Много думайте, раньше чем подвергать своих
детей унижению". (Стр. 21-24.)
Присоединяюсь!
"Я не был приспособлен к мужскому обществу... Хуже были
отношения с учениками... Позже, у меня нашелся...
товарищ... Это был предмет насмешек всего класса... Каждый
урок немецкого языка сделался для меня ужасом... Многое из
того, что другим дается: шутя... стоило мне великой
борьбы... Когда на меня смотрели слишком пристально, я
терялся, горбился... Я привык наглостью скрывать
врожденную робость..." Так пишет Брюсов. Психология
"гадкого" утенка - на лицо в будущем поэте; а вот
"Танечка" Куперник - та "лебеденочек"; воссочинит стишок -
рев восторга!
Брюсов "дерзил"; я - до сроку тихо таился; зато я
"взорал", да так, что раскрылись рты (это было в седьмом
классе).
Так мы, две величины, разные в целеустремлениях, но
равные в одной и той же третьей, в среде, - встретились:
символистами.
Брюсов записывает в "Дневнике": "Нет, нужен символизм".
(Март 1893 года.) Через четыре дня он записывает: "Теперь
я - декадент. А вот Сатин, Каменский, Ясюнинский и др...
восхваляют символизм. Браво!" Записано в тот же год:
"Весною я увлекался. Спинозою. Всюду появилась "этика", а
Яковлев стал пантеистом. ("Дневники", стр:. 13.) Или:
"Толковал Щербатову о дифференциальном исчислении...
Кедрину показал теорему. Тот восхищался".
Духовской, соклассник, пишет пародию о беседах ученика
202
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Брюсова с учителем математики Евгением Никаноровичем
Кедриным (и моим учителем).
О диаметре и шаре
В нашем классе толковали -
Никанорович Евгений
Да Валерий Брюсов-гений.
Я подчеркиваю: в дни осознания себя символистом Брюсов
увлекается математикой и изучает Спинозу. Подчеркиваю: в
дни, когда я полон зоологических увлечений и изучаю томы
зоолога Ива Делажа (энциклопедию томов!), я усаживаюсь
писать "Северную симфонию", которую оканчиваю в эпоху
занятия качественным анализом и увлечения "Основами химии"
Менделеева; а кончив "Мистическую", вторую "Симфонию", с
головой ухожу в анализы: весовой и об'емный.
Статочное ли это дело для "мистиков"!
Кстати о брюсовских отметках в "Дневниках"; Брюсов
кончал Поливановскую гимназию, когда я уже в ней учился; и
я помнил Брюсова-гимназиста; в своих воспоминаниях я
приписал ему бороду, а у него были лишь усы; это -
неважно; помнилась растительность на лице; еще более -
угри; более всего - свирепая угрюмость этого одиночки. А
товарищей Брюсова по классу (Иноевса, Ясюнинского,
Щербатова, Сатина) я более помню, чем Брюсова; Яковлев же
оказывал мне, младшекласснику, покровительство; и мы с ним
разгуливали по гимназическому залу, обнявшись.
Через три-четыре года я уже знал наизусть пародии на
"декадентов" Вл. Соловьёва; мы их, здесь же, в этом же
зале, прочитывали хором; а в последнем классе я, как и
Брюсов, разгуливал с премрачным видом, проповедывал
символизм, "мой" символизм, ибо основ символизма Брюсова в
те дни не знал; и у меня уже были адепты; и я мог бы
записать, как Брюсов: "проповедую символизм, а Владимиров,
Янчин, Готье - соглашаются"; учитель Бельский удивляется
тому, что я читаю Канта ("Пролегомены"): ученик Сатин,
младший брат товарища Брюсова, противополагает моей
проповеди теории Рэскина, Писарева; с гим-
203
|
увеличить
переключиться на изображения
|
назистом Иковым же мы спорим о Белинском и Туган-
Барановском; с "Никаноровичем Евгением" мы, правда, не
толкуем о математике, а с отцом, математиком Бугаевым,
толкуем об аритмологии; и он уже дает мне читать свои
брошюрки с уверенностью, что я их пойму, ибо он не
подозревает во всей своей научной простоте, что я мамкой
ушибленный "мистик", каким я стал после тридцати лет
всяческого опыта чтения и размышления - у папашиного
"сынка", Николаши, моего сурового критика.
Пошли чорт ему такой же вооруженности всякими знаниями и
научными интересами, какие выпали на долю нам, "детям
рубежа" еще с гимназических лет.
Я рисую двух восьмиклассников, хотя и отделенных
семилетием, однако встретившихся до личной встречи где-то в
подполье, из которого они потом вылезли; оба стоят при
рубеже, в рубеж врублены, рубеж дорубают, чтобы стать в
"деятелях" в начале столетия; оговариваюсь: я ничего не
доказываю, ставя лишь образы быта и отношение к ним; а уже
задача марксистского критика социологически осмыслить
поданные факты.
4. МАЛЕНЬКИЙ БУДДИСТ
Мне остается немного дорассказать о периоде до гимназии;
все, что я скажу, может заранее вывести читатель: что
получится из загнанного семейной ситуацией ребенка,
боящегося естественных проявлений и давно переросшего свой
облик "бэби"?
Период от 5 до 8 лет едва ли не самый мрачный; все, мной
подмеченное, как неладное, невероятно углубляется мной:
углубляется драматизм отношений родителей друг к другу и
ко мне; мне ясны страдания отца, не понимающего чего-то
основного в матери; мне ясны страдания матери, не
понимающей чего-то основного в отце; и это непонимание их
друг друга и меня, их уже понимающего, - мучительный
раз'ед деликатнейших вопросов совести; как мне жить и
быть: с ними и с самим собой?
204
|
увеличить
переключиться на изображения
|
Мать, поступающая непроизвольно жестоко, - явно больна в
этот период тяжелою формою истерии и болезнью
чувствительных нервов (по уверению проф. Кожевникова); в
силу условий воспитания (привычка повелевать, уверенность в
себе) все болезненное в ней ненормально раздуто во внешних
проявлениях; отец, умница, но безвольный в быту, в ней
подчеркивает лишь ее эгоцентрические проявления; и оттого-
то переход от уступчивости к чтению матери "методически"
правил о том, как себя вести с прислугою, гувернанткой, со
мной, всегда - искра над пороховою бочкою.
В сотнях мелочей быта - растут ножницы мне: трагедия
подстерегает из всякого угла, во всякую минуту; никогда не
знаешь предлога к очередному "взрыву"; а каждый взрыв
угрожает раз'ездом отца и матери; для меня же этот раз'езд
- конец миру, конец моего бытия.
В конце концов отец отбит от меня; мы не без испуга
поглядываем друг на друга под контролем глаз матери; я же
порю для ушей матери то, что мне кажется "невинным
вздором"; отец не понимает моей игры в "младенца"; и
удивляется моей недогадливости в "научных" вопросах; я же
приобретаю мучительную привычку говорить глупости и не
уметь в словах выразить своей мысли в сериоз; эту привычку
понес по годам я; с величайшим трудом стер с себя грим
"дурачка" лишь в старших классах гимназии; нечего говорить
о том, что выявления мои исказились; я ходил с испуганным,
перекошенным лицом, вздрагивая и не зная, что делать с
руками; я был под, бременем своей незадачливости,
уродливости и "вины", в которой не виноват; когда взрослые
мной любовались, я приходил в ужас; мне казалось это
издевательством.
В. И. Танеев, авторитет, при мне говорил матери в
Демьянова:
- Ваш Боренька удивительно воспитан: откуда это в нем?
Ни вы, ни Н. В. воспитывать не умеете... А у него -
выдержка.
Не выдержка, а, - увы! - передержка.
Многие, знавшие студентом меня, не могли бы представить
205
|
увеличить
переключиться на изображения
|
меня до шестнадцати-семнадцати лет; немой, косноязычный, не
умеющий ответить на самые простые вопросы (от внутреннего
"перемудра"), я выглядел дурачком для детей, знакомых, для
гимназистов, товарищей по классу; что было передержкой в
1886 году, то к 1895 году было просто уродством, подобным
насильственному пришиванию к лицу маски.
В 1887 году мне минуло семь лет, мать, убедившись, что я
"отстал" и что "преждевременное развитие" с меня стерто,
сама поняла, что меня пора учить грамоте, которую я забыл и
которой я еще владел четырех лет; новый цикл мучений имеет
место: обучение меня грамоте; именно потому, что обучала
мать, выказавшая гениальную просто способность н е у м е
т ь о б у ч а т ь, я не мог грамоты осилить около
полугода; урок чтения начинался трясом, продолжался
слезами, кончался угоном меня.
- Пошел, - не могу! с тобой заниматься.
Но и этот угон,- не разрешение: горе мне, если я раз
пять не прийду умолять, чтобы мать сменила гнев на милость,
и чтобы "урок" имел продолжение.
Мучение номер два: с этого же времени меня начали
обучать музыке, которую я боготворил из постельки и которую
едва не возненавидел у рояля, когда над пальцами моими
гулял карандаш матери, ударяющий больно по пальцу, взявшему
неверную ноту; и тут - тряс, слезы, угон; и - мольба о
продолжении урока. С первого урока я был об'явлен
немузыкальным, лишенным художественного чутья; "второй
математик", временно угасший от моих гримас "под дурачка",
воскрес у рояля; кричалось, что все математики не понимают
музыки; я - тоже; следовательно, я - второй математик.
День проходил под знаком двойного терзания: урок
грамоты, урок музыки; я жаждал ночи, постельки, или вечера,
когда отец уйдет в клуб, а мать - уедет в гости. Но
наслажденье Бетховеном и Шопеном из постельки продолжалось.
Засыпал я с тяжелым чувством перед завтрашним днем, который
не мог принести ничего радостного; именно в эти годы я
пережил четырехстишие Брюсова:
206
|
увеличить
переключиться на изображения
|
И ночи и дни примелькались,
Как дольние тени волхву...
В безжизненном мире живу:
Живыми лишь думы остались.
Никогда потом я не переживал такого пессимизма; позднее,
играя в пессимизм шопенгауэровской системы, я лишь
вспоминал этот период жизни; философия Шопенгауэра была мне
скорее эстетическим феноменом воспоминаний о прошлом;
потому-то я и говорю, что я "играл" пессимизм, когда уже не
был пессимистом; в описаемые годы мне было не до игры; ведь
настоящего у меня не было; не было детства в детстве; от
детскости оставалось лишь тяжелейшее сознание, что я
продан, как раб, в неволю взрослым; а о будущем еще не было
никаких мыслей: ни планов, ни заданий, ни надежд; лишь
тяжелое ощущение энного ряда лет "учебы", которая началась
таким ужасом, как обучение меня грамоте и музыке; я думал:
если дома меня т а к учат, то что же будет в гимназии?
Провал с грамотой и с музыкой мною переживался, как
окончательный провал моего "Я"; я - потрясающе глуп,
бездарен; и мне не одолеть гимназии.
В эти именно годы суровость детского дня моего была так
подавляюща, что я, музыкально подбирая мотивы моих дней,
сравнил бы их с монотонностью гамм; и я... влюбился... в
гаммы; с какою-то болезненной радостью я отдавался
монотонным переливам: вперед-назад, вперед-назад, - без
конца, без начала; ни мелодийки; сурово, однообразно,
пустынно. Восприятие гамм и непроизвольная символизация их
с днями моей жизни позднее отразились в "Симфонии": "И эти
песни были, как гаммы. Гаммы из невидимого мира. Вечно те
же и те же, без начала и конца". ("Симфония".)
Я бы мог подставить вместо слова "гаммы": дни пяти-
шестилетнего Бореньки.
Весь этот период я провел с гувернантками; сперва жили
немки; потом француженки; но они не умели уже меня
оживить, как умела это сделать Раиса Ивановна. Генриэта
Марты-
207
|
увеличить
переключиться на изображения
|
новна, страдавшая малокровием и немотою, как я, была скорей
транспарантом, пропускающим сквозь себя нездоровость среды
и атмосферы квартиры, чем экраном, заслоняющим от них; ее
молчание, ее неумение меня отвлечь и заставило меня
преждевременно выползать в гостиную и собирать наблюдения
об отношениях взрослых друг к другу; ни разговора, ни игры,
ни просто конкретно выраженной ласки: бледная немощь всех
проявлений Фрейляйн Ноккерт, c растительностью на
подбородке, была иная: пребезобразная, но преуютная; она
поставила на вид, что все же надо мне читать хорошие книги
для детей; и мне зачитали Андерсена и Гримма.
Так сказка вернулась под флагом: "Хорошей книги для
детей".
Осенью и зимой 1886 года мне был прочитан вслух весь
Андерсен; моей любимой фигурой оказалась "ведьма"; о
"ведьмах" так уютно рассказывала мне Ноккерт; выходило:
ведьма - прелестнейшее существо, несмотря на уродство лица
и козлиную бородку. Я разглядывал: ведь бородка-то такая
была и у Ноккерт; и она безобразна, как ведьма: не ведьма
ли она?
Но тут случилось несчастье: в начале 1887 года Ноккерт
надела свое ново-сшитое, гелиотроповое платье, о котором
мы с ней мечтали; и в этот же день, в новом платье
поссорившись с матерью, покинула наш дом; и уютный мир
"ведьм", мне блеснувший, как солнечный луч, был потушен,
потому что Кениг и Беккер, бледно мелькнув, бледно
исчезли, не нарушив сурового перемогания дней.
Через несколько лет, уже будучи студентом, я увидел
однажды на Смоленском рынке пребезобразнейшую старушонку,
весьма бедно одетую, с длинной, седою, козлиной бородкою;
я подумал:
"Где это я видел ее?"
Посмотрел в спину: спина исчезла в толпе; и тут только
вспомнил:
"Да ведь это - Ноккерт!"
Я бросился ей вслед, чтобы, остановив, принести горячую
208
|
|
|
|
|