Квартира Бугаевых на третьем этаже дома Н.И. Рахманова (Арбат, 55), была очень небольшой. На лестничную площадку парадной лестницы выходила передняя. Из передней двери вели в столовую, в кухню и в узкий коридор. К лестнице примыкали уборная, чулан и коридор на кухню. Из кухни был выход на черную лестницу. Жилая часть состояла из пяти комнат. В парадной половине находились столовая, обращенная окнами в Денежный переулок, и гостиная с балкончиком. С этого балкона открывался вид старой Москвы, Арбат лежал, как на ладони, просматривались купола собора Новодевичьего монастыря. Стоя на балконе, юный Боря Бугаев зачарованно наблюдал зори и закаты, видел в них символы и знамения наступающего преображения мира, грядущего Царства Духа. Здесь в 1901 году по ночам он устраивал свой кабинет и писал при свечах "Симфонию (2-ую, драматическую)", свое дебютное произведение, сразу принесшее скандальную известность и славу. Вдоль по узкому коридору располагались крохотная детская комната, спальня родителей и кабинет отца. Обстановка и быт квартиры подробно описаны Белым в мемуарах и автобиографической прозе.
Отец писателя, известный математик, декан физико-математического факультета Московского университета, философ и "московский чудак" Николай Васильевич Бугаев арендовал квартиру на третьем этаже дома Н.И. Рахманова почти сразу после того, как закончилась перестройка здания - во второй половине 1870-х. Вместе с ним на Арбат приехала его молодая жена Александра Дмитриевна (урожденная Егорова). А в 1880 году у них родился сын - Борис Николаевич Бугаев, которому суждено было вписать в литературную панораму Москвы начала 20 века и миф об Арбате, и дом Рахманова, и, наконец, портреты его разнообразных обитателей.
В квартиру Николая Васильевича Бугаева часто приходили гости. Здесь бывала вся профессорская Москва: М.М.Ковалевский, Н.И.Стороженко, А.Н.Веселовский, братья С.И. и В.И. Танеевы, заходил даже Лев Толстой. Сам Николай Васильевич Бугаев был заметной фигурой в Москве. Он интересовался не только математикой, но и философией, психологией, историей и политикой, увлекался шахматами, был яростным спорщиком, сочинял шутливые стишки и даже написал либретто оперы "Будда". Знакомый с детства профессорский мир во многом определил дальнейшие страницы биографии Бугаева-сына. Так, под влиянием отца, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета и вкус к точному знанию и методологии сохранял на протяжении всей жизни. Впрочем, с ранних лет влекла его и другая страсть - к поэзии, литературе, культуре вообще. Этой страстью он был обязан прежде всего матери.
В начале 20 века в квартире Бугаевых происходит смена поколений. Помимо прежних гостей появляются новые люди - друзья и знакомые Андрея Белого: поэты, художники, музыканты, члены кружка "Аргонавтов", который Андрей Белый и возглавляет. Дом на Арбате становится центром московского символизма и шире - литературной и художественной Москвы. "Люди, собиравшиеся на воскресеньях моих, - вспоминал Андрей Белый, - какой-то ручей: рой за роем проходили, точно по коридору, сквозь нашу квартиру, подняв в ней сквозняк впечатлений: много фамилий и лиц я забыл; и не помню, когда кто явился". Среди гостей - поэты Бальмонт, Балтрушайтис, Брюсов, Волошин; художники Борисов-Мусатов, Шестеркин, философы Эрн и Флоренский и многие, многие другие. Сюда из Петербурга приезжали З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Вячеслав Иванов; 11 января 1904 года в этой квартире произошло знакомство Андрея Белого с приехавшими в Москву Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной.
В 1903 году Николай Васильевич скончался. А вскоре Белый с матерью покинули родные пенаты - семья была небогатой. В 1906 году они арендовали квартиру в Никольском переулке. Однако история бугаевской квартиры на этом не закончилась. Не прошло и десяти лет, как Белый вновь вернулся в любимый дом на углу Арбата и Денежного переулка - только возвращение это было особым. Используя терминологию самого писателя, можно сказать, что вернулся он не физически, а … ментально.
С середины 1910-х годов автобиографическая тематика стала доминирующей в творчестве Белого. Сначала появилась повесть "Котик Летаев", рассказывающая о младенчестве автобиографического героя, потом ее продолжение - "Крещеный китаец", через некоторое время за ними последовала романная трилогия "Москва", в которой автобиографический герой дорос уже до гимназического возраста… Параллельно с художественной прозой Белый писал воспоминания, в которых детству и семейному окружению также было уделено преимущественное внимание. Во всех этих произведениях квартира в доме Рахманова на углу Арбата и Денежного переулка занимала особое место. Белый подробнейшим образом описал обстановку и атмосферу квартиры, быт, нравы, поведение ее обитателей и гостей. Можно сказать, что Белый прожил в этой квартире две жизни. Первую - как ребенок, юноша и начинающий поэт-символист. Вторую - как зрелый прозаик и мистик. Ведь квартира, в которой сейчас музей, стала фактически главным героем его позднего творчества.
Открытие в 2000 году Государственным музеем А.С. Пушкина экспозиции "Мемориальная квартира Андрея Белого" стало началом новой жизни квартиры Бугаевых.
Автобиографические произведения Андрея Белого
|