Музей-квартира Андрея Белого на Арбате
биография музей библиография

История
Дом Рахманова
Квартира Бугаевых
Андрей Белый и А.С.Пушкин
Экспозиция
Виртуальная экскурсия
Фонды
Анонсы
Хроника
125-летие А.Белого
Публикации
Сотрудники
Публикации

найти
карта сайта
Квартира Бугаевых

Квартира Бугаевых на третьем этаже дома Н.И. Рахманова (Арбат, 55), была очень небольшой. На лестничную площадку парадной лестницы выходила передняя. Из передней двери вели в столовую, в кухню и в узкий коридор. К лестнице примыкали уборная, чулан и коридор на кухню. Из кухни был выход на черную лестницу. Жилая часть состояла из пяти комнат. В парадной половине находились столовая, обращенная окнами в Денежный переулок, и гостиная с балкончиком. С этого балкона открывался вид старой Москвы, Арбат лежал, как на ладони, просматривались купола собора Новодевичьего монастыря. Стоя на балконе, юный Боря Бугаев зачарованно наблюдал зори и закаты, видел в них символы и знамения наступающего преображения мира, грядущего Царства Духа. Здесь в 1901 году по ночам он устраивал свой кабинет и писал при свечах "Симфонию (2-ую, драматическую)", свое дебютное произведение, сразу принесшее скандальную известность и славу. Вдоль по узкому коридору располагались крохотная детская комната, спальня родителей и кабинет отца. Обстановка и быт квартиры подробно описаны Белым в мемуарах и автобиографической прозе.

Отец писателя, известный математик, декан физико-математического факультета Московского университета, философ и "московский чудак" Николай Васильевич Бугаев арендовал квартиру на третьем этаже дома Н.И. Рахманова почти сразу после того, как закончилась перестройка здания - во второй половине 1870-х. Вместе с ним на Арбат приехала его молодая жена Александра Дмитриевна (урожденная Егорова). А в 1880 году у них родился сын - Борис Николаевич Бугаев, которому суждено было вписать в литературную панораму Москвы начала 20 века и миф об Арбате, и дом Рахманова, и, наконец, портреты его разнообразных обитателей.

В квартиру Николая Васильевича Бугаева часто приходили гости. Здесь бывала вся профессорская Москва: М.М.Ковалевский, Н.И.Стороженко, А.Н.Веселовский, братья С.И. и В.И. Танеевы, заходил даже Лев Толстой. Сам Николай Васильевич Бугаев был заметной фигурой в Москве. Он интересовался не только математикой, но и философией, психологией, историей и политикой, увлекался шахматами, был яростным спорщиком, сочинял шутливые стишки и даже написал либретто оперы "Будда". Знакомый с детства профессорский мир во многом определил дальнейшие страницы биографии Бугаева-сына. Так, под влиянием отца, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета и вкус к точному знанию и методологии сохранял на протяжении всей жизни. Впрочем, с ранних лет влекла его и другая страсть - к поэзии, литературе, культуре вообще. Этой страстью он был обязан прежде всего матери.

В начале 20 века в квартире Бугаевых происходит смена поколений. Помимо прежних гостей появляются новые люди - друзья и знакомые Андрея Белого: поэты, художники, музыканты, члены кружка "Аргонавтов", который Андрей Белый и возглавляет. Дом на Арбате становится центром московского символизма и шире - литературной и художественной Москвы. "Люди, собиравшиеся на воскресеньях моих, - вспоминал Андрей Белый, - какой-то ручей: рой за роем проходили, точно по коридору, сквозь нашу квартиру, подняв в ней сквозняк впечатлений: много фамилий и лиц я забыл; и не помню, когда кто явился". Среди гостей - поэты Бальмонт, Балтрушайтис, Брюсов, Волошин; художники Борисов-Мусатов, Шестеркин, философы Эрн и Флоренский и многие, многие другие. Сюда из Петербурга приезжали З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Вячеслав Иванов; 11 января 1904 года в этой квартире произошло знакомство Андрея Белого с приехавшими в Москву Александром Блоком и его женой Любовью Дмитриевной.

В 1903 году Николай Васильевич скончался. А вскоре Белый с матерью покинули родные пенаты - семья была небогатой. В 1906 году они арендовали квартиру в Никольском переулке. Однако история бугаевской квартиры на этом не закончилась. Не прошло и десяти лет, как Белый вновь вернулся в любимый дом на углу Арбата и Денежного переулка - только возвращение это было особым. Используя терминологию самого писателя, можно сказать, что вернулся он не физически, а … ментально.

С середины 1910-х годов автобиографическая тематика стала доминирующей в творчестве Белого. Сначала появилась повесть "Котик Летаев", рассказывающая о младенчестве автобиографического героя, потом ее продолжение - "Крещеный китаец", через некоторое время за ними последовала романная трилогия "Москва", в которой автобиографический герой дорос уже до гимназического возраста… Параллельно с художественной прозой Белый писал воспоминания, в которых детству и семейному окружению также было уделено преимущественное внимание. Во всех этих произведениях квартира в доме Рахманова на углу Арбата и Денежного переулка занимала особое место. Белый подробнейшим образом описал обстановку и атмосферу квартиры, быт, нравы, поведение ее обитателей и гостей. Можно сказать, что Белый прожил в этой квартире две жизни. Первую - как ребенок, юноша и начинающий поэт-символист. Вторую - как зрелый прозаик и мистик. Ведь квартира, в которой сейчас музей, стала фактически главным героем его позднего творчества.

Открытие в 2000 году Государственным музеем А.С. Пушкина экспозиции "Мемориальная квартира Андрея Белого" стало началом новой жизни квартиры Бугаевых.

Автобиографические произведения Андрея Белого
Автобиографические произведения Андрея Белого

Н.В.Бугаев
А.Д.Бугаева

© Группа разработчиков сайта Мемориальной квартиры Андрея Белого
На главную страницу сайта